Об инновационных подходах в современном образовании
|В настоящее время мы часто сталкиваемся с рассуждениями о современных векторах, трендах, технологических инновациях в системе образования. Дискуссия о том, что современное образование представляет собой сферу высокотехнологичных и современных решений активно развивается в информационном поле.
В данной статье нам хотелось бы разобраться, каково реальное соотношение традиций и инноваций в современной образовательной действительности и насколько вообще необходимо следовать всем этим современным тенденциям, о которых говорят сегодня так много.
Большинство рассуждений о трендах и инновациях в образовании слишком абстрактны и, как нам кажется, вести дискуссию в ключе того, что в современном образовании одним из ведущих трендов является иммерсивный подход к обучению…[1] не является целесообразным. В данном случае мы имеем дело с некоторой методикой обучения, но разве можно говорить, что она характеризует реальную образовательную действительность? И вообще, о каком образовании в данном контексте идет речь? Ведь сфера образования крайне многогранна, давайте возьмем несколько примеров:
- Развивающее занятие с дошкольниками;
- Обучение живописи в детской художественной школе;
- Лекция по материаловедению в высшем учебном заведении;
- Урок математики в начальной школе.
Да, вполне возможно, что в каждом приведенном выше случае допустимо использовать элементы иммерсивного подхода. Но, во-первых встает вопрос о его целесообразности по сравнению с другими подходами, во-вторых о том, действительно ли это такая уж тенденция, которая делает современное образование кардинально инновационным? А как обстоят дела с применением данного подхода в массовой средней школе, дошкольном, дополнительном, профессиональном образовании? Вопросов больше чем ответов.
Подобные рассуждения можно привести и для множества других современных трендов. Но суть вопроса не в этом. Не подумайте, что автор статьи выступает против инноваций или современных образовательных подходов. Основной посыл, который хотелось бы донести в этой статье, заключается в том, что сфера образования это весьма сложная структура и рассуждать о соотношении в ней традиционных и инновационных моделей работы столь обширными категориями, какими ведется большинство дискуссий в данном направлении сегодня, не является целесообразным.
На наш взгляд, рассуждения о современных тенденциях в образовании необходимо вести в контексте конкретных аспектов системы образования или образовательной деятельности. В противном случае, мы имеем дело с ситуацией, когда рассуждения о современных тенденциях, технологиях в образовании и векторах его развития живут отдельно от образовательной действительности, которая продолжает использовать преимущественно традиционные модели работы. Любая тенденция должна быть конкретизирована. Должны быть определены ее место и роль в системе образования, обоснована эффективность, целесообразность, преимущество применения.
Рассуждения о любых трендах целесообразно осуществлять в контексте их применения, который может быть обусловлен в системе образования следующими рамками:
- Организационные аспекты (управление образовательными системами, организация деятельности специалистов (подготовка к урокам, планирование, анализ и т.д.);
- Содержательные аспекты (тренд как некоторое современное содержание образования, подлежащее изучению обучающимися);
- Методические аспекты (методики преподавания, организации непосредственно учебного процесса, принципы обучения и т.д.);
- Дидактические аспекты (тренд как средство обучения или непосредственный учебный материал).
Также, любой тренд необходимо анализировать с точки зрения возможности и необходимости массового применения в принципе. В качестве примера можно привести искусственный интеллект. Данная технология активно обсуждается на всех уровнях педагогического сообщества. Но все в той же ситуации отсутствия конкретики. Если это тренд, который так необходим образованию, то в чем его необходимость?
Учить детей в начальной школе математике? Готовить учебные материалы? В принципе изучать искусственный интеллект и алгоритмы работы с ним? Подобные, обобщенные, рассуждения ведут к множеству вопросов, а сам тренд лишь остается некоторым модным веянием, о котором много говорят, но совершенно не понятна его роль в системе современного образования.
В тоже время, любая идея безусловно требует и такого обобщенного (своего рода мечтательного) рассуждения о ней, ведь именно этот дискурс будет порождать в последующем и те самые контексты ее реализации о которых говорится выше. На наш взгляд ко всем современным тенденциям нужно относиться спокойно. Безусловно, они требуют изучения, требуют эксперимента по внедрению, требуют творческого поиска всего педагогического сообщества. Тем не менее, не стоит воспринимать данные тенденции как исключительную истину, устанавливающую безальтернативную картину будущего образования.
Эдуард Зарояль
[1] К примеру, по данным Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ иммерсивный подход к обучению, как один из ведущих трендов в образовании отметили 51% инноваторов и 34% студентов. https://ioe.hse.ru/news/991325933.html