Нужны ли конспекты современному образованию?
В данной статье нам хотелось бы поговорить о такой форме работы с обучающимися как конспектирование. Конспектирование представляет собой краткое письменное изложение исходной информации (статьи, книги или лекции), которое включает в себя ее основные тезисы, положения и их обоснование фактами и примерами.

Вспоминая свои школьные, а позже и студенческие годы, я отмечаю, что различных конспектов мы писали достаточно много. С одной стороны это объясняется тем, что информации было значительно меньше, чем ее доступно современному школьнику или студенту. Некоторые книги можно было взять в библиотеке на строго определенное время, а уникальные знания и опыт отдельных преподавателей можно было зафиксировать только законспектировав соответствующую лекцию, которую ты не увидишь на видео-хостинге, в социальной сети или где-либо еще.
Современное образование существенно отличается. Сегодня существует огромное количество всевозможных источников информации, да и общие тенденции таковы, что педагоги активно разрабатывают всевозможные памятки, презентации, карты уроков, проверочные листы, электронные справочные ресурсы и другие материалы.
С одной стороны, можно предположить, что конспекты в таком контексте вроде бы и не нужны. Казалось бы, можно собрать емкую, содержательную подборку необходимой учебной информации и отправить ученикам для изучения, а на занятиях больше времени уделить решению практических задач, общению, проектной деятельности и другим активностям, но не все так однозначно.
Ведь далеко не каждый ребенок заинтересован в самостоятельной работе с большим объемом, пусть даже и хорошо структурированной, информации. Поэтому сделать подборку статей, учебных пособий, прочих материалов и передать ее ученику для самостоятельного изучения не всегда приведет к усвоению данного материала. Разбираться со всей этой информацией будет интересно высокомотивированному ученику, подавляющее большинство детей ознакомиться с ней в лучшем случае поверхностно, а может быть и вовсе не посчитает нужным это сделать.
С этой точки зрения работа над конспектом все же предполагает анализ конкретного материала, на основе которого и выполняется конспект. В результате этого анализа будет происходить и частичное усвоение данного материала, т.к. для составления конспекта необходимо все же вникать в исходный материал, анализировать его, выделять главное и т.д. Таким образом, при составлении конспекта происходит анализ информации, который происходит как в процессе работы с источниками, так и непосредственно во время написания конспекта.
Другой немаловажный аспект заключается в том, что процесс формирования фундаментального знания тесно связан не только с навыком, но и с пониманием теоретических основ данного знания. Безусловно, какая-то часть теоретических знаний будет формироваться при использовании активных методов обучения, но знания, формируемые в процессе практической деятельности, в отрыве от теоретических аспектов не будут полноценными. Это возвращает нас к необходимости работы с теоретическими источниками, и составление конспектов является весьма полезным методом работы, который способствует формированию теоретического базиса ученика.
Давайте рассмотрим основные плюсы и минусы работы с конспектами в процессе обучения.
Преимущества работы с конспектами:
- Составление конспекта предполагает анализ и осмысление теоретической информации, на основе которой он составляется. В процессе этого анализа происходит опосредованное усвоение теоретического знания;
- Процесс составления конспекта формирует у обучающегося культуру работы с информацией, происходит овладение методами ее систематизации и анализа;
- Наличие конспектов упрощает изучение материала. Их можно использовать при повторении, подготовке к экзаменам, конспект может выступать базовым ориентиром при изучении теоретического материала, способствует систематизации знаний у ученика.
Из недостатков конспектирования можно выделить следующие:
- Для современного ребенка такой формат работы может оказаться недостаточно увлекательным.
- Процесс написания конспекта может быть весьма трудоемким для ученика и требовать больших затрат учебного времени.
- При конспектировании живой лекции отмечаются сложности с анализом и восприятием информации от лектора (т.е. стремление успеть все записать, может приводить к тому, что не происходит понимания того, о чем рассказывает лектор. Снижается концентрация на содержании лекции в целом).
Таким образом, конспектирование – весьма полезный, пусть и не самый современный метод работы. Рассмотренные недостатки данного метода, несомненно, можно преодолеть. Педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Чередовать работу над конспектами с другими, активными видами деятельности. Сделать работу более увлекательной и повысить мотивацию обучающихся может подбор соответствующей канцелярии, которой сейчас достаточно много. Так же можно отметить оригинальность ведения конспекта (например, провести конкурс оригинально выполненных конспектов и т.д.).
Как всегда, будем рады мнению наших читателей по рассматриваемому вопросу.
Эдуард Зарояль