02/03 НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ
|Аннотация:
Статья содержит методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по подбору развивающих вокальных упражнений на начальном этапе работы в классе академического сольного пения.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, академический вокал, вокальные упражнения, постановка голоса, развитие вокальной техники.
Развитие вокалиста – это сложная комплексная проблема. Она состоит из многих этапов работы в классе. Особенным этапом является подбор развивающих вокальных упражнений для постановки голоса будущего певца. Умение педагога воспитать потребность в музыкальном анализе с точки зрения элементов ее составляющих музыкальной ткани открывает путь к дальнейшему профессиональному становлению и саморазвитию будущего певца. Правильный выбор упражнений гарантирует успех в будущем и качественную подготовку вокалиста.
В педагогической практике для достижения той или иной вокально-технической цели используется большое количество разнообразных вокальных упражнений. Почти каждый педагог имеет свои представления в выборе и применении вокальных упражнений. Работа в классе предусматривает умение пользоваться певческим голосом, развитие и настройку резонаторных функций, выработку звукообразования и звуковедения, свободное владение всеми гласными и согласными звуками в пении.
К вопросам развития вокальной техники также относится привитие учащемуся необходимых вокально-технических и вокально-художественных навыков пения. Для решения поставленных задач перед педагогом и вокалистом открывается нелегкий путь долгой, упорной, целенаправленной и терпеливой работы.
Несомненно, в обучении успех зависит не только от таланта педагога, но и от одаренности и трудоспособности ученика. Один из ведущих вокальных педагогов Московской консерватории начала XX века профессор Умберто Мазетти говорил: «Я занимаюсь со всеми одинаково, всем даю 100%. Но одни берут все 100%, другие лишь 2%»[1]. Для достижения высоких, продуктивных результатов необходимо самим ученикам иметь несгибаемую волю, желание, много работать и стараться воспринимать все то, что дает ему педагог.
При первом знакомстве с учеником проверяется его голос, когда он поет полным звуком, на всем диапазоне, чтобы выявить самые удобные тоны максимально и в будущих занятиях учесть его сильные и слабые стороны. Кроме голоса следует проверить и дикцию – нет ли в ней дефектов, призвуков или неправильного формирования звуков. Особое внимание обратить на ритм, слух, музыкальную память, а также учесть физические и психические данные и возраст.
В подборе упражнений на начальном этапе учитываются индивидуальные особенности учащегося вокалиста, внимательно и глубоко проанализировав все полученные данные после знакомства с ним. На первых занятиях подбираются упражнения из 2-4 звуков (их назначением будет настройка голоса, распределения дыхания и формирование точной атаки звука). Упражнения должны охватывать ограниченный участок диапазона, где голос будет звучать без напряжения. На протяжении нескольких месяцев следует воздержаться от упражнений, охватывающих весь диапазон. Необходимо соблюдать строгую последовательность: от упражнений в медленном спокойном темпе – к более подвижным. Длительность технических упражнений не должна превышать 15-20 минут. Между каждым видом упражнения необходимо соблюдать перерыв от 2 до 3 минут, в котором можно делать замечания, уточнения, показ или разъяснения по данному упражнению.
При распевании следует выбрать наиболее удобную для ученика гласную, а затем скомбинировать ее с некоторыми согласными. Можно предложить прибавить согласный звук «л», что даст возможность незаметно сглаживать переходные ноты в регистрах. Несомненно, вокальные упражнения не должны быть формальной гимнастикой для голосового аппарата, они обязаны развивать его, шлифовать полученные навыки для того, чтобы голос певца стал послушным инструментом.
Проведя такую тренировку на нескольких первых уроках, можно приступить к более развернутым упражнениям из 3-5 звуков. Начальные упражнения чаще всего строятся в мелодическом движении сверху вниз, что полезно для формирования высокой позиции звучания голоса. Каждый урок надо прибавлять по одному упражнению, но в целом должно получиться не более 5-6 упражнений. Чтобы впевание упражнений получилось не бесцельным, многократным повторением одного и того же, а вполне сознательным усвоением, в показе педагог должен обратить внимание учащегося на все нюансы исполнения данного упражнения. Педагогу необходимо объяснить, зачем и почему оно выбрано, какие цели преследует, что развивает и формирует у учащегося. Важно показать его в очень медленном темпе, ритмично и четко, чтобы ученик пропустил его через себя, усвоил все то, что педагог требует для правильного исполнения. Обратить внимание ученика следует на позицию звука при переходе от одной гласной к другой, особенно в кантилене, а также на соблюдение всегда точной интонации, сохранение формы рта и формирование самого звука.
Ни в коем случае педагогом не должны допускаться мышечные напряжения ученика и форсированный звук. Голос должен звучать на нормальной опоре певческого дыхания. Если интонация неустойчива, то нужно иногда подыгрывать ученику или поддерживать его только аккордовым аккомпанементом. Со временем, по возможности, следует добиваться от учащегося самостоятельного звуковедения без сопровождения мелодического рисунка фортепиано.
Движение упражнений при распевании обычно происходит по полутонам, достигая определенного высокого звука и обратно. Границы объема упражнений для каждого голоса индивидуальны. Сопрано рекомендуется распеваться в диапазоне от ми Iдо сольII, меццо-сопрано – от си малой октавы до фа II, контральто –ля малой октавы до ми-бемоля – миII, тенор – от ре малой октавы до фа-диез I, баритон в объеме от до малой октавы до ми-бемоль — ми I, бас – от си-бемоль большой октавы до ре — ми-бемоль I октавы. В границах этих объемов необходимо упражнять преимущественно «примарные тоны».
Значительной помощью в определении полезного голосового режима в ежедневных упражнениях является наблюдение педагога за границами регистров голоса ученика, которые могут иметь отклонения в 1/2 тона и на целый тон у одинаковых голосов. Упорная работа над сглаживанием регистров почти всегда открывает путь к успешному расширению диапазона через наиболее качественную проработку удобных звуков голоса. Также у всех голосов необходимо вырабатывать и развивать подвижность, гибкость голоса. В этом ученику поможет пение гамм и арпеджио. В работе с гаммами вырабатывается ровность звучания, подвижность, точность интонации, укрепляется опора дыхания, расширяется диапазон. В упражнениях на арпеджио главным является свободный посыл звука, в них ученик овладевает широким дыханием, динамикой звука, у него возникает смелость и уверенность в пении на широком диапазоне.
Когда упражнения поются на все гласные, необходимо обратить внимание на переход с одной гласной на другую, чтобы рот почти не изменял своего положения. В классе обязательно нужно иметь зеркало, так как зрительные впечатления дают правильную осознанную самооценку, затем они переходят в привычку, помогающую в безошибочной работе певца. Постепенно необходимо избавиться от всех некрасивых гримас, напряжений в лице и шеи, неправильном положении корпуса и рук.
Если у учащегося есть мелодические или тесситурные трудности в произведении в каком-либо подходе, то педагогу следует в классной работе использовать подготовительный прием. Необходимо взять не получающийся элемент, состоящий из 4-7 звуков, и добавить его как упражнение при распевании, тем самым пропеть его, транспонируя по полутонам, добиваясь автоматизма исполнения и снятия барьера неуверенности в данном отрывке.
Все упражнения на ранних этапах обучения в основном направлены на исправление имеющихся недостатков в звукообразовании, в правильной постановке певческого дыхания с нормальным положением гортани и с максимальным использованием резонаторов на всех гласных. Конечной целью в работе над любым упражнением должно являться достижение качества профессионального звука, отвечающего современным требованиям вокального искусства.
Стоит отметить, что иногда упражнение может быть эффективным, малоэффективным и даже вредным на определенном этапе работы. Если что-то не получается — это значит, что мышцы еще не справляются с заданием, своё дело сделает время, терпение и настойчивость. Главное, понять и овладеть приемом, то есть найти путь, который приведет к желаемым результатам. Поэтому перед педагогом стоит наиболее трудная задача в подборе индивидуальных упражнений для каждого ученика. На помощь приходит многолетний опыт и многообразие вокальных сборников, из которых можно выбрать подходящий рабочий материал.
Таким образом, вокальные упражнения являются основным материалом для развития и становления наиболее важных вокально-технических качеств голоса. Систематичность ежедневных, разумно и качественно выполняемых упражнений, дает уверенность в техническом развитии голоса, необходимый профессиональный опыт и возможность петь в любом состоянии голосового аппарата.
Можно рекомендовать следующих авторов вокальных упражнений: А. Варламов, М. Глинка, А. Гречанинов, А. Додонов, И. Назаренко, М. Нежданова, Н. Соколовский, А. Трояновская, М. Донец-Тессейр, С. Рождественская, Ф. Абт, М. Бордоньи, П. Виардо-Гарсиа, М. Гарсиа, Ж. Дюпре, М. Маркези, Л. Лаблаш, Дж. Ламперти и др.
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ
/Куимова Маргарита Александровна, преподаватель вокально-хорового отделения МАУДО ДШИ им. Ю.А.Розума ГОЩ/ 02/03/21-НПС
[1]Вопросы вокальной педагогики: Сб. ст. Вып. 5. — М.: Музыка, 1976. — 114 с.