Интегральная оценка знаний в школе: польза или вред?

Недавно на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека было рассмотрено предложение о введении интегральной оценки знаний выпускников 10-11 классов школ.  Несмотря на то, что данная инициатива была поддержана Президентом России Владимиром Путиным, а пресс-служба Рособрнадзора уже сообщила, что ведомство готово подключиться к вопросу обсуждения введения для выпускников школы интегральной оценки, нам хотелось бы разобраться в основных тезисах сторонников данного предложения, а также рассмотреть некоторые аргументы, которые все же необходимо учитывать до принятия окончательного решения по данному вопросу.

Под интегральной оценкой понимается некоторая обобщенная оценка знаний выпускника (за период обучения в 10-11 классе), которая отражала бы качество и степень освоения всех предметов учебной программы. Точного механизма данного оценивания пока что не представлено, но рассуждения экспертов и авторов инициативы сводятся к идее ее выражения с помощью расчета среднего бала по всем предметам. Который предлагается учитывать наравне с результатами ЕГЭ при поступлении в высшие учебные заведения.

Основными доводами в пользу введения интегральной оценки являются:

  • спад внимания обучающихся к предметам образовательной программы, по которым не предполагается сдача единого государственного экзамена;
  • наличие более комплексного представления о знаниях и навыках выпускников школ, лучшее отражение уровня подготовки выпускника;
  • повышение мотивации обучающихся к более глубокому изучению разных предметов;
  • снижение стресса от ЕГЭ у выпускников школы.

На наш взгляд, проблемы, которые предлагается решать с помощью интегральной оценки, находятся совершенно в другой плоскости и должны решаться не измерительными механизмами, что приведет к очередным формальным цифрам, в погоне за которыми окажутся педагоги, родители и сами обучающиеся. К сожалению, для современной российской образовательной действительности свойственна ситуация, когда мало кого волнует, как и чему школа учит детей, как она их воспитывает и воспитывает ли вообще? Главное – показатели и рейтинги выполнить достойно. Проблема эта системная и хорошо известная. И есть серьезные опасения, что та же участь ждет и интегральную оценку.

Рассмотрим доводы сторонников интегральной оценки и проанализируем, так ли это на самом деле.

Спад внимания обучающихся к предметам образовательной программы, по которым не предполагается сдача единого государственного экзамена.

Чем обусловлена данная тенденция? Сложившейся образовательной действительностью. В 10-11 классы школы идут дети, которые, как правило, ориентированы на дальнейшее поступление в учреждения высшего профессионального образования. Что требуют от школы в этой связи? Высоких результатов ЕГЭ. И так уж сложилось, что родителей, детей, школу, чиновников в ворохе всевозможных бытовых, политических и прочих задач не сильно волнует момент самоценности школьного образования здесь и сейчас. Этот этап в общественном сознании носит характер некоторого переходного состояния к дальнейшему обучению, отсюда и снижение интереса ко всему, что не способствует напрямую решению данной проблемы. Но без изменения отношения к этому периоду жизни школьников не будет и изменения отношения к той части школьной программы, что лежит за пределами ЕГЭ. Да, интегральная оценка отчасти может заставить детей усерднее изучать другие предметы, но всем знакома прописная истина – насильно мил не будешь. Мы сталкиваемся с более глубокой, системной проблемой, которая никогда не разрешится просто применением такого инструмента как интегральная оценка. По большому счету, примеряя интегральную оценку к решению этой проблемы, мы имеем дело с инструментом отрицательной мотивации. Ну а насколько это эффективно в данной ситуации, тут экспертному сообществу стоит серьезно подумать.

Наличие более комплексного представления о знаниях и навыках выпускников школ, лучшее отражение уровня подготовки выпускника.

Вопроса два. Есть ли запрос на это «более комплексное» представление о знаниях выпускников? Кому это реально может быть полезно?Давайте рассмотрим простую ситуацию. Приемная комиссия вуза. У нас 3 абитуриента с достаточным количеством баллов по ЕГЭ и интегральными оценками в 4,7; 5; 4 балла соответственно. Если есть эксперт, который может объяснить, каким образом данные интегральные оценки могут у кого-то создать реальное комплексное представление о знаниях и навыках данных абитуриентов, просим связаться с редакцией журнала «Парадигма образования», с удовольствием опубликуем ваше экспертное мнение по данному вопросу. На наш взгляд, подобные оценки практически никакого мнения о способностях данных абитуриентов не дадут, а представление о средней успеваемости можно получить и просто взглянув в школьный аттестат.

Повышение мотивации обучающихся к более глубокому изучению разных предметов.

Крайне сомнительное предположение. Как уже было сказано выше, всем хорошо известно, что отрицательная мотивация далеко не самая эффективная. Думаем, что в работе с подростками это особенно актуально. В школе и обществе должны создаваться условия для развития этой самой детской мотивации к обучению, а не принуждение к ней.

Снижение стресса от ЕГЭ у выпускников школы.

Также весьма неоднозначное утверждение. Каким образом введение дополнительных оценочных процедур будет способствовать снижению стресса? Даже если эта оценка будет формироваться без участия детей, а просто выводится как средний балл, все равно в поле сознания учеников появляется еще одна составляющая, которая будет постоянно напоминать о необходимости работы с ней. При том, что вопрос повышенной нагрузки обучающихся старших классов активно обсуждается в профессиональном сообществе.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что идея интегральной оценки, безусловно, имеет под собой какие-то основания. И самое главное сейчас это всесторонняя экспертная оценка предложения о ее введении и реальной необходимости данных мер. Уже после проведения подобной всесторонней экспертизы можно будет однозначно сказать, нужна ли нам интегральная оценка знаний или нет.     

Эдуард Зарояль

Поделиться ссылкой:

3 комментария

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *