Интегральная оценка знаний в школе: польза или вред?
|Недавно на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека было рассмотрено предложение о введении интегральной оценки знаний выпускников 10-11 классов школ. Несмотря на то, что данная инициатива была поддержана Президентом России Владимиром Путиным, а пресс-служба Рособрнадзора уже сообщила, что ведомство готово подключиться к вопросу обсуждения введения для выпускников школы интегральной оценки, нам хотелось бы разобраться в основных тезисах сторонников данного предложения, а также рассмотреть некоторые аргументы, которые все же необходимо учитывать до принятия окончательного решения по данному вопросу.
Под интегральной оценкой понимается некоторая обобщенная оценка знаний выпускника (за период обучения в 10-11 классе), которая отражала бы качество и степень освоения всех предметов учебной программы. Точного механизма данного оценивания пока что не представлено, но рассуждения экспертов и авторов инициативы сводятся к идее ее выражения с помощью расчета среднего бала по всем предметам. Который предлагается учитывать наравне с результатами ЕГЭ при поступлении в высшие учебные заведения.
Основными доводами в пользу введения интегральной оценки являются:
- спад внимания обучающихся к предметам образовательной программы, по которым не предполагается сдача единого государственного экзамена;
- наличие более комплексного представления о знаниях и навыках выпускников школ, лучшее отражение уровня подготовки выпускника;
- повышение мотивации обучающихся к более глубокому изучению разных предметов;
- снижение стресса от ЕГЭ у выпускников школы.
На наш взгляд, проблемы, которые предлагается решать с помощью интегральной оценки, находятся совершенно в другой плоскости и должны решаться не измерительными механизмами, что приведет к очередным формальным цифрам, в погоне за которыми окажутся педагоги, родители и сами обучающиеся. К сожалению, для современной российской образовательной действительности свойственна ситуация, когда мало кого волнует, как и чему школа учит детей, как она их воспитывает и воспитывает ли вообще? Главное – показатели и рейтинги выполнить достойно. Проблема эта системная и хорошо известная. И есть серьезные опасения, что та же участь ждет и интегральную оценку.
Рассмотрим доводы сторонников интегральной оценки и проанализируем, так ли это на самом деле.
Спад внимания обучающихся к предметам образовательной программы, по которым не предполагается сдача единого государственного экзамена.
Чем обусловлена данная тенденция? Сложившейся образовательной действительностью. В 10-11 классы школы идут дети, которые, как правило, ориентированы на дальнейшее поступление в учреждения высшего профессионального образования. Что требуют от школы в этой связи? Высоких результатов ЕГЭ. И так уж сложилось, что родителей, детей, школу, чиновников в ворохе всевозможных бытовых, политических и прочих задач не сильно волнует момент самоценности школьного образования здесь и сейчас. Этот этап в общественном сознании носит характер некоторого переходного состояния к дальнейшему обучению, отсюда и снижение интереса ко всему, что не способствует напрямую решению данной проблемы. Но без изменения отношения к этому периоду жизни школьников не будет и изменения отношения к той части школьной программы, что лежит за пределами ЕГЭ. Да, интегральная оценка отчасти может заставить детей усерднее изучать другие предметы, но всем знакома прописная истина – насильно мил не будешь. Мы сталкиваемся с более глубокой, системной проблемой, которая никогда не разрешится просто применением такого инструмента как интегральная оценка. По большому счету, примеряя интегральную оценку к решению этой проблемы, мы имеем дело с инструментом отрицательной мотивации. Ну а насколько это эффективно в данной ситуации, тут экспертному сообществу стоит серьезно подумать.
Наличие более комплексного представления о знаниях и навыках выпускников школ, лучшее отражение уровня подготовки выпускника.
Вопроса два. Есть ли запрос на это «более комплексное» представление о знаниях выпускников? Кому это реально может быть полезно?Давайте рассмотрим простую ситуацию. Приемная комиссия вуза. У нас 3 абитуриента с достаточным количеством баллов по ЕГЭ и интегральными оценками в 4,7; 5; 4 балла соответственно. Если есть эксперт, который может объяснить, каким образом данные интегральные оценки могут у кого-то создать реальное комплексное представление о знаниях и навыках данных абитуриентов, просим связаться с редакцией журнала «Парадигма образования», с удовольствием опубликуем ваше экспертное мнение по данному вопросу. На наш взгляд, подобные оценки практически никакого мнения о способностях данных абитуриентов не дадут, а представление о средней успеваемости можно получить и просто взглянув в школьный аттестат.
Повышение мотивации обучающихся к более глубокому изучению разных предметов.
Крайне сомнительное предположение. Как уже было сказано выше, всем хорошо известно, что отрицательная мотивация далеко не самая эффективная. Думаем, что в работе с подростками это особенно актуально. В школе и обществе должны создаваться условия для развития этой самой детской мотивации к обучению, а не принуждение к ней.
Снижение стресса от ЕГЭ у выпускников школы.
Также весьма неоднозначное утверждение. Каким образом введение дополнительных оценочных процедур будет способствовать снижению стресса? Даже если эта оценка будет формироваться без участия детей, а просто выводится как средний балл, все равно в поле сознания учеников появляется еще одна составляющая, которая будет постоянно напоминать о необходимости работы с ней. При том, что вопрос повышенной нагрузки обучающихся старших классов активно обсуждается в профессиональном сообществе.
Резюмируя, хотелось бы отметить, что идея интегральной оценки, безусловно, имеет под собой какие-то основания. И самое главное сейчас это всесторонняя экспертная оценка предложения о ее введении и реальной необходимости данных мер. Уже после проведения подобной всесторонней экспертизы можно будет однозначно сказать, нужна ли нам интегральная оценка знаний или нет.
Эдуард Зарояль
Отсутствие или вернее наличие развала системы образования, пытаются заменить оценкой которая должна будет мотивировать детей на самостоятельную работу, Отсутствие настоящих преподавателей эта оценка не заменит, а её размытость приведёт лишь к дополнительной коррупции и необьективности
Есть желание заставить детей учить ненужные им предметы и брать взятки за эти оценки, так как контроль знаний по этим предметам будет на уровне школ. Дал взятку — и у тебя хорошая интегральная оценка. Это отход от принципов ЕГЭ, обесценивание ЕГЭ, расцвет коррупции и очередное дно в образовании, к сожалению, не последнее.
Никакая система не будет работать, пока от цифр зависит оценка труда самого учителя. В моё время (50-60 гг) отчисление школьников за неуспеваемость практиковалось, и это был реальный стимул к учёбе. Особенно после экзаменов в 8-м классе, когда решалась возможность продолжать обучение в одиннадцатилетке.
А пока учитель, ставящий двойки, подвергается давлению как со стороны родителей (что понятно) и дирекции школы и РОНО (что тоже понятно, но совершенно недопустимо), ни о каком желании/стимуле учеников учиться говорить не приходится.
И уж совсем дико читать про оскорбления учителей учениками, и при этом руководство школы НЕ НА СТОРОНЕ УЧИТЕЛЕЙ! отчислить?! Даже и попыток нет: ведь это говорит о плохой работе самого директора школы…