Ежемесячный дайджест 5 (12) 2025

Здравствуйте, друзья! Редакция Социально-педагогического журнала «Парадигма образования» рада представить вам майский выпуск ежемесячного дайджеста нашего журнала. Надеемся, что представленные в номере статьи окажутся интересными и полезными!
Статьи и научные публикации
01/05/25-НПС Творческое решение вопросов экологии. Мастер-класс «Использование бросового материала для создания объемной игрушки».
/Коршунова Елена Александровна, преподаватель, МАУДО ДХШ ГОЩ/
В последнее время слово «экология» стало очень популярным; наиболее часто его употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Этому есть объяснение, которое связано с тем, что рост численности населения Земли и усиливающееся воздействие на природную среду поставили человека перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. В настоящее время мы живём в обществе, которое называется обществом одноразового потребления. Для него характерно нерациональное, расточительное использование природных ресурсов. Проблема отходов – одна из наиболее актуальных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. Рост потребления, особенно в крупных городах, ведёт к увеличению объёмов образования бытовых отходов. Санитарные полигоны для захоронения отходов занимают в России огромные территории – более 4 млн га, всего же в стране накоплено десятки миллиардов тонн мусора. Отходы негативно воздействуют на окружающую среду и человека, являясь источником поступления вредных химических и биологических веществ в грунтовые и поверхностные воды, атмосферный воздух и почву.
Эта проблема актуальна и для нашего города и для района. Самый простой и дешёвый способ избавиться от мусора — это сложить его в кучу где-нибудь подальше и забыть.
Но, к сожалению, мусор не даёт о себе забывать и ещё долго продолжает наносить непоправимый вред окружающей среде. Небольшие кучи со временем разрастаются, превращаются в горы и требуют всё больше и больше территорий, которые навсегда становятся испорченными. Мусор, от которого мы хотим избавиться и который вредит планете, можно сделать не врагом, а союзником! Нужно просто правильно с ним обращаться — сортировать и перерабатывать, то есть превращать ненужные вещи в новые и полезные. Каждый из нас может что-то сделать, чтобы помочь нашему городу, стране и планете в целом. Не обязательно делать всё и сразу, можно начать с малого. Даже самое маленькое действие каждого жителя планеты очень важно. Тогда мы сможем сохранить здоровье людей и нашу планету. Выполнение творческого задания из бросового материала – оригинальный способ борьбы с мусором.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
02/05/25-НПС Эрготерапия
/Гильметьянова Юлия Сагидовна, медицинская сестра по физиотерапии. БУ ХМАО-Югры «Сургутский реабилитационный центр»/
Инновационный подход реабилитационной терапии детей дошкольного возраста, страдающих спастическими формами церебрального паралича, требует научного подтверждения эффективности.
Комплексная оценка современных методик восстановления двигательных функций позволяет определить оптимальные сочетания реабилитационных технологий. Медицинское сообщество активно изучает результативность применения новейших способов лечения маленьких пациентов со спастическими нарушениями. Практическое внедрение научно обоснованных реабилитационных программ существенно повышает качество оказания помощи дошкольникам с детским церебральным параличом.
У дошкольников с церебральным параличом спастического типа необходимо провести первичную оценку работоспособности двигательного аппарата и координации верхних конечностей при выполнении точных движений.
Разработка комплексной программы восстановительного лечения для дошкольников с церебральным параличом представляет первостепенную задачу реабилитационной медицины.
Систематическое применение специализированных методик лечебной физкультуры способствует развитию двигательных функций маленьких пациентов.
Массажные процедуры улучшают кровообращение и трофику тканей, механотерапевтические занятия развивают мышечную силу и координацию движений. Внедрение технологий функционального биоуправления позволяет корректировать нарушенные двигательные стереотипы.
Эрготерапевтические мероприятия помогают детям адаптироваться к повседневной активности. Реабилитационный центр обеспечивает оптимальные условия для реализации комплексного восстановительного лечения.
Подтверждение результативности применения инновационных реабилитационных методик при восстановлении двигательных функций у пациентов детского возраста с диагнозом ДЦП требует всестороннего анализа. Методология комплексной оценки включает изучение динамики моторного развития, адаптационных возможностей и социальной интеграции юных пациентов.
Комплексная реабилитационная программа дошкольников, страдающих церебральным параличом, включающая передовые методики восстановления, обеспечивает значительное улучшение двигательных функций и общего состояния опорно-двигательной системы маленьких пациентов.
Разработанный комплекс реабилитационных мероприятий обеспечивает существенное улучшение двигательных функций и повышение уровня самостоятельности у детей дошкольного возраста со спастическими проявлениями церебрального паралича. Сочетание лечебных упражнений, механотерапевтических процедур, массажных техник, методов биологической обратной связи и эрготерапевтических занятий позволяет достичь значимых результатов в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Применение данной программы способствует расширению диапазона движений, активизации общей моторики и формированию базовых навыков самообслуживания у пациентов 5-6 лет.
Специалисты по эрготерапии разрабатывают уникальные программы реабилитации для пациентов, утративших двигательные функции вследствие травм или заболеваний и нозологий. Комплексное восстановление моторных навыков позволяет людям с физическими ограничениями вернуться к полноценной жизни и самостоятельности. Квалифицированные врачи применяют специальные методики, помогающие пациентам восстановить способность к самообслуживанию, профессиональной деятельности и социальной активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсеньев А. О. Опыт протезирования у больных ревматическими заболеваниями суставов / А. О. Арсеньев, В. П. Павлов, Л. И. Казначеев // Российская ревматология. – 1998. – №1. – С. 33–37.
2. Каратеев Д. Е. Ревматоидная кисть / Д. Е. Каратеев // Consilium medicum. – 2005. – №2. – С. 83–87.
3. Комплексная программа реабилитации больных ранним ревматоидным артритом, включающая локальную воздушную криотерапию, лечебную гимнастику, эрготерапию, ортезирование и образовательный проект/ Е. В. Орлова [и др.] // Вестник восстановительной медицины. – 2012. – № 6 (52). – С. 47–54. 4.
4. Комплексная этапная реабилитация больных ранним ревматоидным артритом / Е. В. Орлова [и др.] // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. – 2013. – №1. – С. 44–50.
5. Орлова Е. В. Комплексная реабилитация больных ранним ревматоидным артритом: результаты 6-месячной программы / Е. В. Орлова, Д. Е. Каратеев, А. В. Кочетков // Научно-практическая ревматология. – 2013. – T. 51, № 4. – С. 398–406.
5. Ортопедические приспособления для больных ревматическими заболеваниями с поражением суставов. Немедикаментозные методы лечения / С. А. Макаров [и др.] // Ревматология. Национальное руководство / под ред. Е. Л. Насонова, В. А. Насоновой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 159–170.
03/05/25-НПС Как адаптивная физическая культура положительно влияет на развитие детей с ОВЗ и инвалидов с разной нозологической группой
/Маликов А. В., мастер спорта России по легкой атлетике среди лиц с ПОДА, чемпион ХМАО-Югры в толкании ядра, серебреный призер кубка России и бронзовый призер чемпионата России; инструктор по адаптивной физической культуре/
Адаптивная физическая культура представляет собой комплексную систему организации двигательной активности для детей с особенностями развития.
Методология включает несколько направлений развития физических возможностей. Базовым элементом выступает специализированное физическое воспитание, дополненное рекреационными занятиями и спортивными тренировками. Реабилитационные мероприятия завершают структуру данной системы.
Каждое направление способствует формированию двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с разной нозологической группой. Регулярные занятия развивают координацию движений, улучшают психоэмоциональное состояние и расширяют познавательные способности.
Многообразие физических упражнений позволяет детям успешно социализироваться через активное взаимодействие с окружающим миром.
Формирование физической культуры ребенка неразрывно связано с приобщением к общечеловеческим культурным ценностям через систему адаптивного физического развития. Различные направления адаптивной физкультуры выполняют специфические задачи: базовое физкультурное понимание закладывается посредством адаптивного физического воспитания, активный досуг и социальное взаимодействие обеспечиваются адаптивной двигательной рекреацией.
Совершенствование физических и психоэмоциональных возможностей достигается через адаптивный спорт, а восстановление утраченных функций реализуется методами физической реабилитации.
Уникальные методики, формы организации и степень нагрузок характеризуют каждое направление, создавая целостную взаимодополняющую систему адаптивной физической культуры.
Адаптивное физическое воспитание представляет собой длительный процесс, охватывающий несколько возрастных периодов и выступающий ключевым элементом приобщения к физической культуре. Многолетняя практика показывает эффективность занятий от дошкольного до молодежного возраста.
Реабилитационные центры включают физическое воспитание как обязательный компонент программы восстановления.
Дисциплина способствует формированию у детей бережного отношения к своему телу, развитию моторных навыков и пониманию ценности регулярных тренировок. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют самооценку воспитанников, мотивируют к ведению здорового образа жизни и повышают уверенность в собственных силах.