Ежемесячный дайджест 4 (12) 2025

Здравствуйте, друзья! Редакция Социально-педагогического журнала «Парадигма образования» рада представить вам апрельский выпуск ежемесячного дайджеста нашего журнала. Надеемся, что представленные в номере статьи окажутся интересными и полезными!
Статьи и научные публикации
01/04/25-НПС Педагогика дополнительного образования в системе педагогических наук
/Подрезов Алексей Владимирович, заместитель директора по УВР МАУДО ДХШ ГОЩ, podrezov@scofart.ru/
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены объективные социально-исторические предпосылки генезиса и дальнейшего развития феномена дополнительного образования. Проведен анализ современной действительности, сложившейся в системе дополнительного образования, рисков и перспектив развития. Главная цель статьи – привлечение внимания к сфере дополнительного образования научно-педагогического сообщества, для всестороннего анализа предметной области и постановка вопроса о необходимости включения педагогики дополнительного образования в систему современной педагогической науки, как самостоятельной дисциплины, для обеспечения возможностей дальнейшего качественного развития дополнительного образования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Дополнительное образование, система педагогических наук, рыночная модель управления образованием, педагогика дополнительного образования, гармоничное развитие личности, кризис гуманитарного сознания.
Феномен дополнительного образования представляется уникальным, самобытным явлением в современной педагогике и, в тоже время, не имеющим в системе дисциплин педагогического цикла четко определенной предметной области. Анализ современных учебников по педагогике позволяет сделать вывод, что педагогика дополнительного образования не включена в систему педагогической науки, как самостоятельная дисциплина. Дополнительное образование, в научной педагогике рассматривается в контексте таких дисциплин, как социальная педагогика (под видом внешкольного воспитания) и школьная педагогика (как внеурочная или внешкольная деятельность), а также в теории воспитания, где ей отведена второстепенная роль на фоне первичных, для данных разделов педагогики, вопросов.
Подобно тому, как «Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений» и педагогика дополнительного образования нуждается сегодня в самоопределении и закреплении своего статуса в сложившейся научно-педагогической парадигме. Дополнительное образование, начинает постепенно приобретать профессионально-ориентированный характер, более подробно отрицательные последствия этой тенденции будут рассмотрены ниже. Современное общество не воспринимает серьезно роль педагога дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения. В большинстве случаев, высокую общественную оценку может получить преподаватель, занимающийся предпрофессиональной подготовкой ребенка, остальной сегмент дополнительного образования, в настоящее время, имеет выраженный социально недооцененный характер, что также снижает его статус. Подобная ситуация вызвана нарастающей в обществе гипертрофией ценностей и кризисом гуманитарного сознания. Ориентация образования на рыночные модели развития приводит к тому, что востребованным становится лишь то образование, которое способно принести выгоду и желательно как можно быстрее, при этом такие важнейшие понятия как самоценность детства, традиции, воспитание, гармоническое развитие личности ребенка, становятся пустым звуком, ненужным пережитком прошлого. Подобные тенденции в обществе крайне негативно сказываются на образовании, нарушая важнейшие педагогические принципы. Бороться за свое сохранение, в подобных условиях, педагогика дополнительного образования способна являясь целостной, самостоятельной единицей педагогической науки и при активной поддержке всех социальных институтов.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
02/04/25-ПМ Почему они ничего не хотят? Проблемы участия молодёжи в социально значимых мероприятиях или как вовлечь всех и во всё
/Евгения Минина, Лектор Российского общества «Знание», тренер движения «Вдохновители»/
Первое. Начнём с любимой мантры многих педагогов и родителей: «Они ничего не хотят. Им ничего не интересно».
Да, если это повторять часто, то в это легко поверить. Если мы привыкаем принимать окружающих нас как злых, нечестных, эгоистичных и неспособных ни на что людей, то эти качества мы и будем видеть в каждом.
Второе. А что именно они не хотят? Они не хотят того, что просим мы? Или действительно совсем ничего не хотят? Вот лежат на печи, не пьют, не едят. Совсем ничего. Или всё же хотят, но своего и по-своему?
Давайте разбираться!
Молодёжь у нас растёт чудесная. Они хотят расширять свой кругозор, найти своё призвание и реализовать потенциал. Им интересна культура, образование и будущее. Они готовы обсуждать бизнес, карьеру и перспективы роста. Это всё результаты опроса от Российского общества «Знание».
И, получается, что вариант «совсем ничего не хотят» нам не подходит.
Обратите внимание, что основные интересы молодёжи всё же лежат выше базовых потребностей (по пирамиде Маслоу). Мы закрыли базовые потребности, давая поколению альфа шанс расти выше и быстрее.
Тогда что же становится барьером для вовлечения в социальную и гражданскую деятельность, что мешает вовлекать во внеурочную деятельность?
Ответы лежат на поверхности. Людям нужна эмпатия, людям нужны люди. Нужно создавать уникальную атмосферу и создавать чувство плеча. Подростки перенимают модели поведения через наблюдение и подражание, это значит, что поддержка учителей и активных сверстников может стимулировать желание участвовать в школьных и социальных проектах.
Уважаемые педагоги, а как давно вы сами участвовали в значимых, всероссийских проектах? Что нового вы изучили? Как активно вы пользуетесь ИИ? Какие техники и приёмы из области фантастики показываете на уроке? Показываете так, чтобы мне захотелось тоже так научиться. Какое выражение лица у вас, когда вы приходите рассказать о конкурсе? А состоите ли вы в РДДМ, участвуете в Большой перемене? Я могу задавать здесь очень много вопросов. Главное отвечать на них честно самому себе. Там, где педагог участвует в федеральных проектах, ездит сам и рассказывает об этом с горящими глазами — нет проблемы вовлечения в социальную деятельность.
Что могло бы побудить подростков участвовать в общественных мероприятиях?
Подросткам важен результат участия — зачем я здесь, что я получу? Считаю, что это отличный вопрос. Более того, всегда говорю детям: «Прежде, чем что-то сделать, спроси себя зачем. Какой результат я хочу получить?
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
03/04/25-НПС Разновидности «мрачного туризма» в туристической индустрии
/Ахметзянова Э.Н., Институт гуманитарного образования и спорта СурГУ, научный руководитель Белоус П.В., к.и.н., ст. преподаватель кафедры истории России, Институт гуманитарного образования и спорта СурГУ/
В современном мире сфера «мрачного туризма» получила значительный импульс к развитию благодаря влиянию поп-культуры: фильмы ужасов, мистические комиксы или фантастическая литература привлекают многомиллионную аудиторию, что свидетельствует о продолжающемся интересе людей к наблюдению за тревожными и мрачными явлениями. Эта тенденция не могла не отразиться на туристической индустрии. «Мрачный туризм» представляет собой нетрадиционный подход к туризму, который с каждым годом становится все более популярным среди туристов, уставших от стандартных форм отдыха. Данная форма туризма открывает новые горизонты для исследования, позволяя глубже понять мотивацию и предпочтения современных туристов, а также выявить культурные и социальные аспекты, способствующие росту интереса к подобному направлению туризма.
В научный оборот понятие «dark tourism» ввели и распространили Малькольм Фоули и Джон Леннон – сотрудники факультета гостеприимства, туризма и менеджмента досуга Каледонского университета, опубликовав свое исследование в журнале «International Journal of Heritage Studies» в 1996 году. Они определяют «мрачный туризм» как «феномен, включающий в себя представление и потребление превращенных в товар мест смерти и катастроф».
Отечественные исследователи также пытаются дать определение «мрачному туризму». Например, Е.В. Бугрий характеризует «мрачный туризм» как специфический вид туризма, подразумевающий посещение кладбищ и захоронений, поездки в места катастроф (экологических или техногенных), стихийных бедствий и массовой гибели людей.
Существуют разные вариации классификации «мрачного туризма». Подытожив, можно выделить следующие подвиды:
• Туризм катастроф;
• Некропольный туризм;
• Смертельный туризм;
• Военный туризм;
• Мистический туризм;
• Тюремный туризм.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
04/04/25-НПС Развитие ассоциативного художественно – образного мышления при создании декоративной композиции посредством метафорических ассоциативных карт
/Афанасенкова Светлана Афанасьевна, педагог дополнительного образования, методист, Забельская Татьяна Викторовна, методист, педагог-психолог МБУДО ЦРТДиЮ г.о.Королев/
Аннотация
В статье представлены направления методической работы по развитию ассоциативного художественно – образного мышления при создании декоративной композиции посредством метафорических ассоциативных карт.
Ключевые слова: ассоциативное мышление, метафорические карты, декоративная композиция,
Условия развития общества определяют новый характер парадигмы педагогической системы образования, которая заключается в ориентации субъектов деятельности на творческий поиск. Исследования отечественных ученых доказывают, что особое место среди различных видов творческой деятельности занимает деятельность личности в области изобразительного искусства. Качественным высшим уровнем художественной деятельности личности является творчество. Проблема творчества считается многоплановой и актуальной во все времена [2].
Государственная политика в сфере образования уделяет особое внимание дополнительному образованию детей, направленному на развитие «творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании…» [8].
Нами отмечено, что сегодня в отечественной педагогике пристальное внимание уделяется формированию рационального мышления детей, а образному мышлению отводится, как правило, незначительная роль в учебном процессе. Однако огромное влияние на становление духовного развития личности человека оказывает именно образное мышление.
По мнению психологов, образное мышление – это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением.
В педагогике под образным мышлением понимается закономерность проявления образов и поиска путей выразительного его воплощения, средствами искусства, в процессе художественного творчества. В самом понятии художественно-образного мышления содержатся две его важнейших составляющих. Это некий образ, возникающий в сознании, который художник стремится воплотить изобразительными средствами искусства [10].
Для определения понятия ассоциативно-образного мышления необходимо рассмотреть термин «ассоциация».
Известно, что психологи рассматривают ассоциацию как соединение, связь между различными психическими образованиями, которые при некоторых условиях актуализируются (восприятиями, ощущениями, представлениями и т.д.). Следовательно, ассоциация рассматривается как череда ощущений, которые возникают, как ответная реакция сознания на генерацию психических связей участков головного мозга, отвечающих за нахождение и поиск аналогий или предметного сходства [7].
Таким образом, ассоциация так или иначе связана с мыслительными операциями такими как анализ и синтез, что подводит нас к понятию «ассоциативное мышление» и «ассоциативно-образное мышление».
Чем же отличаются эти два понятия?
Ассоциативное мышление является врожденным качеством индивида, которое позволяет раскрывать комбинации различных качеств объекта, не находящихся на поверхности.
А ассоциативно-образное мышление связано с созданием художественных образов на основе ассоциаций, возникающих в процессе сопоставления, уподобления, соотнесения и т.п.
Так, по мнению Бортниковой Н.В., ассоциативно-образное мышление представляет собой мышление, построенное на ассоциации, на восприятии и возможности создания художественного образа [2].
Воспитание ассоциативно-образного мышления – важнейший аспект повышения качества подготовки юного художника, так как позволяет средствами ассоциативных связей обогатить образную палитру произведения, глубже выразить художественные представления, шире раскрыть содержание изобразительного искусства, активизировать творческое воображение и фантазию детей. Ученые определяют ассоциативно-образное мышление как содержательный аспект художественного мышления, образующий интеграцию двух его типов – образного и ассоциативного [1].
А.В. Вырезкова полагает, что становление образного мышления и художественного воображения детей – одна из приоритетных задач обучения творческой личности, чутко реагирующей на внешнюю среду и получающей оттуда продуктивные образы [3].
Литература
1. Бычков В.В. Эстетика: учеб. для вузов. М.: Академический проект, 2009. 452 с.
2. Ветрова И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства : автореферат дис. … доктора педагогических наук : 13.00.02 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. — Москва, 2004. — 34 с.
3. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. 1. М. – СПб.: Азбука-классика, 2004. 576 с.
4. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Изд-во В. Шевчук, 2014. 368 с. Голубева О.Л. Основы композиции: учеб. пособие. 2-е изд., М.: Изд. дом «Искусство», 2004. 120 с.
5. Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В. Метафорические карты в пространстве кон¬сультирования и психотерапии. — Новосибирск, 2015.
6. Иттен И. Искусство цвета: пер. с нем. 11-е изд., М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2016. 96 с.
7. Кузин В.С. Психология: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997. 304 с.
8. Лопасова Е.В. Педагогические условия развития композиционного мышления учащихся в системе дополнительного образования (актуальность проблемы исследования) // Теория и практика общественного развития. 2012. №8.
10. Маймин Е.А. Искусство мыслит образами. Для учащ. ст. классов. М.: Просвещение, 1977. 143с.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
Актуальность методики формирования точности и адекватности движений у детей с церебральным параличом при восстановлении двигательной функции
/Маликов А. В., мастер спорта России по легкой атлетике среди лиц с ПОДА, чемпион ХМАО-Югры в толкании ядра, серебреный призер кубка России и бронзовый призер чемпионата России; инструктор по адаптивной физической культуре/
Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей с церебральным параличом неразрывно связаны с формированием когнитивных функций. Развитие моторных навыков напрямую влияет на процессы познания окружающего мира, речевую активность и приобретение практических умений. Успешная адаптация и включение ребенка в социальную среду зависят от степени сформированности двигательных функций, определяющих общий уровень развития личности.
Нарушения двигательной активности у детей с церебральным параличом существенно осложняют становление моторных функций, что негативно сказывается на физическом развитии и психологическом состоянии маленьких пациентов. Ограниченность движений препятствует полноценному формированию двигательных умений, замедляя процесс освоения новых навыков и затрудняя социальную адаптацию ребенка.
Адаптивная физическая культура позволяет максимально удовлетворять потребности людей с церебральным параличом посредством физической реабилитации. Пациенты стремятся реализовывать собственные возможности, сравнивая достижения с результатами других людей, имеющих схожие нарушения двигательных функций, зрения, слуха или интеллектуальные ограничения. Процесс реабилитации способствует расширению социальных контактов, преодолению изоляции и выходу за пределы ограниченного пространства квартиры. Коммуникативная деятельность становится неотъемлемой частью комплексного восстановления, помогая пациентам успешно интегрироваться в общество.
Физическая реабилитация направлена на развитияе двигательного потенциала детей с особенностями здоровья через социально одобряемые формы активности. Комплексный подход к восстановлению функциональных возможностей обеспечивает полноценную интеграцию молодого поколения в общество. Процесс адаптации учитывает индивидуальные способности каждого ребенка при освоении общепринятых норм жизнедеятельности. Реабилитационные мероприятия способствуют раскрытию личностного потенциала и формированию необходимых двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Регулярная недостаточность физической активности вызывает существенное ослабление основных физиологических процессов в организме человека. Нарушенная циркуляция крови негативно влияет на работу органов пищеварения, затрудняет газообмен в легочной ткани и других органах. Продолжительное отсутствие необходимых движений приводит к значительному снижению остроты зрения и общей работоспособности у детей, существенно ухудшая их самочувствие.
Коррекционные занятия включают специальные физические комплексы, направленные на развитие базовых двигательных навыков у детей с церебральным параличом. Педагоги уделяют особое внимание, освоению естественных движений, помогая детя=ю0зм улучшить координацию при ходьбе, беге и пространственном ориентировании. Систематическое выполнение адаптированных упражнений позволяет воспитанникам постепенно обрести контроль над собственным телом.
Комплексный подход к реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом, охватывает множество направлений восстановительной терапии. Специалисты уделяют равное внимание развитию двигательных функций, когнитивных способностей и навыков самообслуживания маленьких пациентов. Грамотно организованный процесс восстановления позволяет ребенку успешно интегрироваться в образовательную среду и максимально реализовать свой потенциал.
Индивидуальные программы реабилитации направлены на последовательное формирование необходимых умений и адаптационных механизмов у детей с моторными нарушениями. Персонализированные методики коррекции способствуют улучшению двигательной активности, стимулируют эмоциональное и личностное развитие, помогают освоить базовые навыки самостоятельности. Регулярные занятия по специально разработанным схемам реабилитации открывают перспективы успешной социализации и интеграции в общество независимого существования маленьких пациентов в будущем.
Список литературы:
1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988.
2. Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики» М. Академия. 2000.
3. Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. — М., 2003.
4. Гонеев А. Д.Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; ред. В.А. Сластенин; Междунар. акад. пед. образов. — 3-е изд. — М. : Академия, 2004. — 272 с.
5. Гордеева, Анна Владимировна. Реабилитационная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Гордеева. — М.: Академический Проект; Королев: Парадигма, 2005. — 320 с.
Анонсы и события

ФОРУМ НИТИ 2025
Мероприятие станет главной площадкой, где мы обсудим ключевые вызовы и тенденции современного образования, поделимся практическими инструментами. а также разберем реальные кейсы наших гостей и экспертов.
В программе:
🔵 Лекции и дискуссии с ведущими экспертами
🔵 Кейсы, которые можно сразу применять в работе
🔵 Возможности для нетворкинга и обмена опытом
Мероприятие будет полезно директорам школ, административно-управленческим сотрудникам, HR-специалистам образовательных организаций, а также всем, кто работает в сфере образования 📖
🗓 Когда? 19 апреля
📍 Где? Москва, ул. Воронцово Поле, д. 16 стр. 1
❕Участие в Форуме бесплатное по предварительной регистрации. Мероприятие будет доступно как в офлайн, так и онлайн формате. Успейте зарегистрироваться, количество мест ограничено❕