Ежемесячный дайджест 11 (12) 2024
|Здравствуйте друзья!
Представляем вашему вниманию ноябрьский выпуск ежемесячного дайджеста журнала «Парадигма образования»
СТАТЬИ И НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
01/11/24-НПС Развитие музыкальной памяти в классе баяна-аккордеона в условиях дистанционного обучения
/Буторина Светлана Васильевна — перподаватель, МБУДО Медвежье-Озёрская ДШИ ГОЩ/
Человеческая память вообще и музыкальная в частности различаются по быстроте, прочности, объёму и точности запоминания. Эти качества памяти у людей неодинаковы. Художественное восприятие и запоминание будут эффективными лишь при выработке навыка игры. На баяне именно это способствует более уверенному поведению на сцене.
Игра на баяне связана с необходимостью совмещения горизонтальных движений с вертикальными – меховедением и ориентацией на клавиатуре. Фразировка, ритм, темп исключают возможность произвольного ведения мехом и хаотичного давления на клавиши.
Коротко коснемся отдельных видов памяти, в значительной степени необходимые музыканту
Образная память
Этот вид памяти развивается разучиванием музыкальной теории и сольфеджио. Здесь — основа способностей исполнителя музыкальных произведений. Принято выделять в нем подвиды, такие как зрительная память, слуховая память, тактильная (осязательная).
Зрительная память
Её тренируют, когда читают нотный лист от трех до пяти раз, после чего представляют запись произведения при закрытых глазах. Эффективность усиливается, если вспомнить все, начиная от написанных нот до текстуры и цвета бумаги.
Слуховая музыкальная память
Один из наиболее простых способов развить её – это петь мелодии. Рекомендуется пропевать знакомые песни и после этого пытаться воспроизводить их на инструменте как удалось запомнить.
Тактильная (осязательная) память лучше всего развивается игрой с закрытыми глазами или в темноте. Это приучает исполнителя более внимательно слушать себя и контролировать ощущения кончиками пальцев.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
02/11/24-НПС Несколько важных этапов в работе с ансамблем скрипачей
/Осыковая Тамара Александровна — преподаватель по классу скрипки, МБУДО Медвежье-Озёрской ДШИ ГОЩ/
Ансамблевое музицирование — очень важный аспект для музыкально – художественного развития ученика при обучении в ДШИ. Это одна из самых эффективных форм профессиональной подготовки музыканта. Не случайно, начиная с шестидесятых годов прошлого столетия, когда по всей стране начали открываться детские музыкальные школы, и по сей день наблюдается возрастание интереса к ансамблевому исполнительству, разработке вопросов ансамблевой педагогики, касающейся различных ступеней системы музыкального образования.
Начальное обучение в скрипичном классе осуществляется обычно в довольно сложных психолого-педагогических условиях. Ребенок, пришедший обучаться на скрипке, вынужден мириться с очень скучной работой — воспроизведением звуков на открытых струнах, игрой щипком, изучением нот, длительностей и т.д. Однако между существующей методикой начального обучения и музыкальными потребностями ученика можно найти компромиссное решение, которое называется коллективное музицирование. Объединяя детей в ансамбль, эта форма работы дает возможность привить интерес маленьких скрипачей к коллективному исполнительству. Занятиям ансамблем необходимо уделять особое внимание с самого первого года обучения. Важно на индивидуальном уроке с первых шагов включать в занятия с учеником его совместную игру с педагогом.
В этом случае обучение элементарным навыкам игры в ансамбле проходит более эффективно. Хорошо начинать занятия с исполнения простых песенок на открытых струнах, например, из сборника В. Якубовской. Таким образом, с первых уроков в классе ансамбля одновременно с разучиванием своей партии ученик получает конкретное представление об одном из важнейших условий ансамблевой игры – синхронности исполнения, единстве ритмического пульса, темпа. На этих простых примерах усваивается также роль и значение паузы в музыкальном тексте. Игра в ансамбле учит осмысленному и бережному обращению к большим длительностям и паузам, с помощью которых учащийся начинает понимать необходимость дослушивать конец фразы, дожидаясь своей очереди исполнения. Очень важно, чтобы в паузах и на длинных нотах не прерывалась музыкальная мысль, чтобы это не воспринималось, как остановка, а пауза воспринималась как равноправный элемент нотного текста, обретала смысл, музыкальное значение.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
03/11/24-НПС Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования
/Забельская Татьяна Викторовна — методист МБУДО ЦРТДиЮ г.о.Королев/
Аннотация: в статье представлен обзор требований к организации образовательного процесса на занятиях в учреждениях дополнительного образования, а также теоретической практической подготовке учащихся.
Ключевые слова: образовательный процесс, теоретическая подготовка, практическая подготовка.
Дополнительное образование детей в Российской Федерации – уникальная образовательная практика, решающая задачи становления субъектности и развития личности ребенка. Социальная миссия дополнительного образования заключается в сохранении многообразия видов детского творчества, организации содержательного досуга детей и подростков, выявлении и реализации способностей и дарований учащихся. Оно способствует самореализации, содействует профессиональному самоопределению растущего человека, включению в сферу позитивных межличностных отношений и общественно значимых ценностей и целей.
Наиболее распространена в науке идея представления дополнительного образования детей с позиции его базовых ценностей рассматривалась такими отечественными учеными как А.Г. Асмоло , А.К. Бруднов, Л.Н Буйлов , В.П. Головано , В.А. Караковски , З.А. Каргина, Л.В. Леонтович, А.С. Обухов и др. [2].
В частности, А.Г. Асмолов определяет сущность дополнительного образования детей как образования, расширяющего экологию детства, образование возможности быть, где поиск жизненных интересов есть краеугольный камень развития ребенка, а образовательные программы служат мотивацией для него [1].
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей
представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
04/11/24-НПС Традиционные духовно-нравственные ценности – ориентиры профессиональной деятельности педагога дополнительного образования
/Забельская Татьяна Викторовна — методист МБУДО ЦРТДиЮ г.о.Королев/
Аннотация. В статье представлен опыт работы по духовно — нравственному воспитанию детей на примере работы фольклорных ансамблей «Весень», «Первоцвет», Музыкальный фольклор» МБУДО ЦРТДиЮ г.о. Королев. Рассматривается методика организации работы по развивитию исполнительско — творческих навыков.
Annotation. The article presents the experience of working on the spiritual and moral education of children on the example of the folklore ensembles «Vesen», «Pervotsvet», Musical folklore» MBUDO CRTDiU G.O. Korolev. The methodology of organizing work on the development of performing and creative skills is considered.
Ключевые слова: духовно – нравственное воспитание, песенное творчество, ансамбль, певческие навыки
Keywords: spiritual and moral education, songwriting, ensemble, singing skills
Проблема формирования нравственно – ориентированной личности определена современной гуманистической направленностью образования, требующей нового педагогического мышления, поиска средств, для более успешного решения задач образования. Кризисное состояние в нравственной сфере, прежде всего, отражается на детях, так как отсутствие жизненного опыта не позволяет им отличить подлинные ценности от мнимых, а потеря связей с культурой своего народа ведет к дефициту духовности и личность перестает испытывать потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями [4].
Огромным потенциалом в духовно–нравственного воспитания подрастающего поколения является фольклор, представляющий собой неисчерпаемый источник воспитания и развития человека. Это связано с особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывной передачей национальной культуры из поколения в поколение. Одним из таких жанров является музыкальный фольклор. Музыкальный фольклор, рассматривается нами как одна из важнейших областей народного творчества, как фактор духовности, преемственности поколений и приобщения подрастающих поколений к национальной культуре и истории народа и является важным средством нравственно-эстетического развития личности, наследования духовного опыта человечества, осуществления связи поколений.
Большую роль в теоретическом и практическом исследовании русской народной музыкальной традиции сыграла деятельность таких ученых, как В. М. Беляев, Д. И. Варламов, Е. В. Гиппиус, Е. А. Дорохова, Б. Б. Ефименкова, И. И. Земцовский, Л. П. Иванова, К. В. Квитка, В. А. Лапин, И. В. Мациевский, О. А. Пашина, Т. С. Рудиченко, Г. Я. Сысоева, А. Чекановска, В. М. Щуров и др.
Потенциал деятельности учреждений дополнительного образования по этнокультурному воспитанию детей освещен в трудах JI.A. Акимовой, Б.С. Ерасова, О.С. Газмана, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, С.Т. Махлина, A.B. Мудрика, Б.А. Трегубова и др.
Сегодня мы наблюдаем возрождение русской музыкальной культуры, появление детских фольклорных исполнительских ансамблей и хоров, однако, следует отметить, что комплекс методов, направленных на развитие русских народных певческих традиций недостаточно разработан для условий общего и дополнительного музыкального образования детей.
Существующая в нашей стране сеть учреждений дополнительного образования является, по нашему мнению, оптимальным полем для воспитания у подрастающего поколения сознания определенной этнокультурной принадлежности. Необходимо отметить, что специфика деятельности ЦРТДиЮ г.о.Королев Московской области, заключается в разнообразии педагогических программ, а также в добровольности и осознанности посещения их учащимися, что является основным фактором гуманизации воспитательного процесса.
Нравственное содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования его в современной практике воспитания и образования.
Одна из таких программ духовно – нравственной направленности, реализуется в ЦРТДиЮ ансамблем «Весень».