Ежемесячный дайджест 1 (12) 2025


Статьи и научные публикации

01/01/25-НПС Организация контроля успеваемости и оценивания достижения образовательных результатов в детской художественной школе

/Подрезов Алексей Владимирович — заместитель директора МАУДО ДХШ ГОЩ. e-mail.: podrezov@scofart.ru/

Аннотация: в статье представлена модель организации контроля успеваемости и оценивания достижения образовательных результатов в контексте реализации дополнительных общеобразовательных программ в художественной школе. Материал будет полезен преподавателям, руководителям учреждений дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы в области изобразительного искусства.

Ключевые слова: оценивание образовательных результатов, система оценивания, контроль успеваемости, дополнительное образование, дополнительные общеобразовательные программы, предпрофессиональные программы, общеразвивающие программы.

Одним из важных аспектов педагогической деятельности в системе дополнительного образования является оценивание достижения образовательных результатов обучающихся. В рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ к указанным процедурам относят текущий и промежуточный контроль успеваемости, а также промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Стоит отметить, что в части реализации дополнительных предпрофессиональных программ, наличие обязательных процедур промежуточной и итоговой аттестации устанавливается соответствующими Федеральными государственными требованиями[1] для указанных программ. Аттестация по дополнительным общеразвивающим программам осуществляется в формах и порядке, установленными непосредственно самими программами и локальными актами учреждения дополнительного образования.

В зависимости от специфики учреждений дополнительного образования и видов реализуемых в них программ, формируется и система контроля успеваемости и оценивания достижения образовательных результатов.

С учетом федеральных государственных требований и особенностей организации образовательного процесса в детских художественных школах можно выделить следующие контрольно-оценочные процедуры.


[1] Для предпрофессиональных программ в области изобразительного искусства данные требования утверждены Приказом Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. N 156

  • Текущий контроль успеваемости – оценивание обучающихся, которое педагог осуществляет самостоятельно, непосредственно в процессе реализации образовательной программы. Результаты данного оценивания фиксируются в журнале в виде текущих оценок, при этом, по усмотрению педагога могут использоваться различные виды оценочных материалов. Процедура проводится в счет учебного времени
  • Промежуточный контроль успеваемости – контрольные процедуры, проведение которых предусмотрено образовательной программой в определенные периоды (конец четверти, завершение темы и т.д.). Промежуточный контроль успеваемости обязателен для всех обучающихся и предполагает оценивание результатов освоения определенных блоков образовательной программы (может сопровождаться присутствием членов аттестационной комиссии учреждения). Процедура проводится в счет учебного времени.
  • Промежуточная аттестация – обязательная оценочная процедура при реализации дополнительных предпрофессиональных программ (требования к необходимости проведения промежуточной аттестации установлены ФГТ), так же может быть предусмотрена и в общеразвивающих программах. Как правило, промежуточная аттестация проводится в конце первого полугодия учебного года и по его завершению. Обязательным условием проведения данного вида оценивания является комиссионное проведение процедуры и фиксация результатов промежуточной аттестации в специальной ведомости. Также возможно установка требований к оформлению творческих работ (контрольных процедур) необходимых для проведения аттестации. Завершение освоения отдельных предметов учебной программы также заканчивается промежуточной аттестацией. Процедура проводится в счет учебного времени.
  • Итоговая аттестация – итоговая аттестация является обязательной оценочной процедурой, которая проводится после завершения освоения образовательной программы. Для предпрофессиональных программ необходимость проведения итоговой аттестации установлена ФГТ. Для проведения итоговой аттестации в учреждении создается соответствующая комиссия, результаты процедуры фиксируются в отдельной ведомости и вносятся в свидетельство об окончания обучения по программе.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ



Анонсы и события

Дорогие друзья! Мы рады сообщить, что в конце прошлого года редакцией журнала «Парадигма образования» были анонсированы рубрики Педагогическая киноафиша, а также появились первые материалы рубрики Люди Парадигмы.

Приглашаем всех желающих ознакомиться с материалами рубрик, надеемся статьи будут для Вас полезными и увлекательными!


В настоящее время правительство ведет активную работу по созданию новой концепции развития образования, до 2040 года. Уже созданы рабочие экспертные группы, которые разрабатывают основные направления концепции. Ожидается, что текст документа будет представлен весной 2025 года. Подробнее об этом мы также писали в одной из статей.

Недавно мы уже писали о рассмотрении вопроса введения в школах интегральной оценки знаний. Данная инициатива продолжает находить поддержку в экспертном сообществе. В частности, по материалам Известий, данная идея была поддержана Главой Российской академии образования Ольгой Васильевой. Также активно обсуждается в профессиональном сообществе и вопрос введения оценок за поведение.


В начале года в Государственной Думе активно рассматривается вопрос снижения учебной нагрузки школьников. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, учебная нагрузка на школьников в настоящее время составляет порядка 8-10 часов ежедневно. Что приводит нас к необходимости пересмотра подходов к формированию детской учебной нагрузки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *