Ежемесячный дайджест 3 (12) 2025

Здравствуйте, друзья!
Представляем вашему вниманию мартовский выпуск ежемесячного дайджеста журнала «Парадигма образования»
Статьи и научные публикации
01/03/25-НПС Образование как самостоятельная система
/Гольдштейн Анатолий Михайлович — Заместитель технического директора ЗАО «Волмаг», г. Чебоксары/
Административная система организации образования в России в настоящее время не соответствует рыночным реалиям. Следствием неспособности к эффективному саморегулированию является постоянное общее снижение качества знаний, навыков, умений выпускников, поразительный избыток одних специалистов при недостатке других и бесконечные криминальные истории в сфере образования.
Образование — это важнейшая отрасль народного хозяйства по производству квалифицированной рабочей силы. Учебное заведение должно нести непосредственную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Тогда, и только тогда, начнет работать автоматически и объективно принцип обратной связи.
Бизнес на конкурсной основе и при условии желания самого выпускника должен выбирать и заключать с готовым молодым специалистом трудовой контракт на конкретный срок. Контракт обеспечивает соблюдение прав и выполнение обязанностей сторон. Учебное заведение на рыночной основе получает деньги за каждого выпускника.
На полученные средства профессиональное учебное заведение живет, развивается и может при необходимости взять на полный пансион талантливых и трудолюбивых студентов. Невостребованный выпускник — брак в работе учебного заведения. Небольшая величина такого брака допустима и даже полезна. Это показатель рассогласования.
В свою очередь профессиональное учебное заведение определенный процент от средней стоимости своего выпускника за предыдущий период (данной специальности) платит средней школе, в которой (которых) учился поступивший абитуриент. Так обеспечивается частичное финансирование среднего образования. На полученные средства школы живут и развиваются. Всякое взимание платы со школьников и студентов при поступлении и за обучение должно быть запрещено законом. Государство должно осуществлять софинансирование учебного заведения. На каждый рубль, полученный учебным заведением от «продажи» выпускников, государство перечисляет учебному заведению N рублей. Если нет «продаж», то нет и государственных рублей. Работодатели платят за молодых специалистов и потому явно или косвенно определяют, чему и как учить.
Профессиональные учебные заведения, самостоятельно объединенные в профильные ассоциации во главе с ведущими ВУЗами, станут требовательными, квалифицированными и платежеспособными заказчиками научных исследований рынка труда и будут через себя транслировать требования школам. Учебные заведения, стоящие во главе таких образовательных ассоциаций, будут обеспечивать непрерывный патронаж предыдущих учебных заведений, что лучшим образом отразится на образовании в целом.
В таких условиях многократно возрастает и становится реальной ответственность за свои действия всех участников процесса: учебных заведений, учащихся, работодателей. Начнется самостоятельный процесс обновления и перестройки системы образования в соответствии с текущими и будущими требованиями экономики. Самостоятельно и объективно вместо административной вертикали возникнет вертикаль профессиональная, педагогическая, научная. Возникнет всеобщий эффективный механизм взаимодействия профессиональных учебных заведений, средней школы и, возможно, дошкольных учреждений.
Такая организация образования обеспечивает социальную справедливость. Обеспечивается всеобщее и безусловное влияние бизнеса на систему образования. Снимется острота проблемы утечки мозгов за рубеж. За эти мозги учебному заведению будут хорошо платить. Различные премии и гранты в области образования не могут служить системной финансовой основой образования в целом. Более того, система грантов учителям и школам за достижения отдельных учеников порочна в принципе. Необходимо работать со всеми учащимися, достигать высокого среднего результата. Учебное заведение не проживет за счет нескольких победителей олимпиад. Победители олимпиад должны только дополнять имидж образовательного учреждения, но характеризовать общее качество его работы должны обычные экономические показатели. Должны быть отменены всякие льготы при поступлении для медалистов и победителей любых олимпиад. Такие достижения должны приниматься во внимание как дополнительный фактор при поступлении. Это решение снимет нездоровый интерес к медалям и олимпиадам.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
02/03/25-НПС Синтез международно – правовых норм в нормативном содержании конституционного права на получение высшего образования в Российской Федерации
/Киселев Игорь Васильевич, докторант, Университет Валенсии, БФУ им. Иммануила Канта Испания, Валенсия, РФ, Калининград, преподаватель, исследователь, e-mail: ya.i-007@yandex.ru/
Актуальность настоящего исследования обусловлена современной трансформацией социальных отношений. Российское высшее образование интегрируется в международную образовательную среду. В последние годы Россия столкнулась с рядом вызовов, которые подчеркивают необходимость трансформации образовательной системы. Эти вызовы включают быструю цифровизацию, изменение потребностей работодателей и глобальные тенденции в области образования. В настоящее время, Россия проводит реформу национальной высшей школы. Это обусловлено рядом факторов.
Во-первых, стремительное развитие технологий и их внедрение в различные сферы жизни требует от выпускников новых навыков и умений. Изменения в структуре экономики, переход к цифровому производству и наукоемким отраслям делают необходимым пересмотр учебных планов, внедрение практико-ориентированного обучения и формирование междисциплинарных подходов.
Во-вторых, потребности работодателей также претерпевают изменения. На фоне старения рабочей силы и нехватки квалифицированных специалистов в определенных областях, высшие учебные заведения должны не только готовить специалистов, но и активно сотрудничать с бизнесом. Это сотрудничество может проявляться в создании совместных программ, стажировок, а также в разработке курсов и учебных планов, основанных на реальных требованиях рынка.
В-третьих, международные тенденции и соревнования в области образования требуют от российской системы высшего образования соответствия мировым стандартам. Согласно ч. «б», ст. 3 Указа Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»[1], Президентом поставлена задача увеличить к 2030 году численность иностранных студентов в РФ, не менее чем до 500 тыс. человек. Учебные заведения должны стремиться к аккредитации и внедрению лучших практик, чтобы привлечь иностранных студентов и создать международные исследовательские центры.
Таким образом, реформа высшего образования в России в 2025 году является не просто необходимостью, но и вызовом времени. Это требует от образовательной системы гибкости, инноваций и готовности к изменениям.
[1] Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // СПС «Гарант».
Целью реформ должно стать создание более динамичной и качественной образовательной среды, которая отвечает современным вызовам, обеспечивая подготовку конкурентоспособных специалистов, способных успешно функционировать в глобальной экономике.
Следовательно, правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере высшего образования, изменяются и корректируются. Формула ч. 3 ст. 43 Конституции России: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» является предметом исследования настоящей статьи (далее – конституционная формула).
В настоящей статье даны авторские определения следующих дефиниций:
1. «условия международного сотрудничества — это объективные социальные, педагогические, экономические, политические, исторические и правовые механизмы функционирования и реализации общественных отношений в сфере образования»;
2. «интеграция высшего образования – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, работодателей и их объединений, направленных на развитие взаимодействия системы образования Российской Федерации и её структурных элементов с системами образования иностранных государств и её структурных элементов, а также международными организациями, в целях повышения качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся в Российской Федерации»;
3. «нормативное содержание конституционного права на высшее образование в России – это совокупность субъективных прав, закрепленных в ст. 34, 36, 40, 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ об образовании в РФ), иных законах и локальных нормативных правовых актах, посредством реализации которых удовлетворяются потребности индивида в получении определенного количества знаний, умений, навыков и компетенций.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
Анонсы и события
Редакция журнала «Парадигма образования» рада сообщить, что подведены итоги всероссийского конкурса детского рисунка «Дружба в ладошках», посвященного восьмидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне. Конкурс проводился совместно с Малой академией народного искусства Москвы и Московской области при поддержке Академии народного искусства России. С результатами конкурса можно ознакомиться на сайте виртуальной сетевой лаборатории педагогов художественного профиля.
Мы также хотим представить вам видеовыставку творческих работ участников конкурса.
Автор статьи:
От нас самих все зависит.
От нашего неравнодушия.
«Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами»
К. Маркс.