Ежемесячный дайджест 2 (12) 2025

Здравствуйте, друзья!

Представляем вашему вниманию февральский выпуск ежемесячного дайджеста журнала «Парадигма образования»


Статьи и научные публикации

01/02/25 — НПС Анализ правового регулирования высшего образования и соответствующих гарантий в Конституциях и Уставах субъектов Российской Федерации

/Киселев Игорь Васильевич, докторант, Университет Валенсии, БФУ им. Иммануила Канта Испания, Валенсия, РФ, Калининград, преподаватель, исследователь, e-mail: ya.i-007@yandex.ru/

Автор рассматривает многообразие норм, регулирующих высшее образование в России на региональном уровне. Анализируются положения Конституции Российской Федерации и отдельных Уставов субъектов, подчеркивая разнообразие подходов к правовым гарантиям в сфере образования. В результате выявляются общие тенденции и отличия, которые могут влиять на качество и доступность высшего образования в разных регионах страны.

Ключевые слова: высшее образование, законодательство, государство


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ


02/02/25-НПС Качество дополнительного образования: основные подходы к определению и оценке

/Подрезов Алексей Владимирович, заместитель директора по УВР МАУДО Детская художественная школа ГОЩ, e-mail.: podrezov@scofart.ru/

Любая деятельность, в том числе и образовательная, должна иметь результат, а наличие результатов предполагает и соответствующие механизмы оценки их качества.

Проблема определения и оценки качества, в системе дополнительного образования, обусловлена отсутствием стандартов, многообразием форм и методов работы организаций дополнительного образования, что с одной стороны позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества.

Трудности оценки качества, определены и спецификой отрасли, ориентированной не на получение результата, определенного образовательным стандартом, а представляющей собой феномен самоценного, для учащегося, социально-деятельностного образовательного пространства.

В этой связи, полемика в области качества дополнительного образования, продолжает развиваться в научно-педагогических кругах, о чем свидетельствует множество работ и статей по вопросам качества дополнительного образования (Л.Н.Буйлова, Л.Г.Логинова, А.Б.Фомина, С.В.Мехедова, М.В.Воробев, З.А.Каргина, М.А.Десятериченко, С.И.Обущенко, Е.Б.Евладова и др.), а существующие решения, в процессе апробации или попыток тиражирования, открывают ряд дефицитов, требующих дополнительных исследований данного вопроса.

На наш взгляд, верно утверждение Л.Г.Логиновой, что «… сегодня еще нет однозначного ответа на вопрос, что считать показателем результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования», поэтому предложенная статья носит актуальный характер.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ


03/02/25-ПМ Ученики, уроки, управление — как директор ГБОУ № 606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Санкт-Петербурга ведет свой блог

/Эдуард Зарояль — главный обозреватель Социально-педагогического журнала «Парадигма образования»/

В современном цифровом мире социальные сети и блоги стали неотъемлемой частью коммуникации. Особенно это актуально в сфере образования, где необходим постоянный диалог между всеми участниками образовательного процесса.

Многие задаются вопросом о целесообразности ведения блога руководителем образовательного учреждения. Однако практика показывает, что это эффективный инструмент для создания открытой информационной среды и укрепления доверительных отношений в школьном сообществе.

Современный директор школы использует блог как многофункциональную платформу для коммуникации. Здесь публикуются не только новости и анонсы событий, но и аналитические материалы, экспертные мнения, результаты опросов и исследований.

Сейчас расскажем, как директор школы № 606 Марина Михайловна Шмулевич ведёт свой блог!

Особую ценность представляет тематическое разделение контента.

Например, специальный раздел #ярмаркапрофессий помогает старшеклассникам и их родителям сориентироваться в мире современных профессий, узнать о требованиях работодателей и перспективных направлениях карьерного развития.

В рубрике #экспертыговорят поднимаются актуальные вопросы современного образования: от адаптации первоклассников до подготовки к ЕГЭ. Здесь выступают приглашенные специалисты, психологи, методисты, делясь профессиональными советами и рекомендациями.

Интерактивность блога позволяет создавать живые дискуссии, где каждый может высказать свое мнение или задать вопрос. Это особенно важно для родителей, которые хотят быть в курсе школьной жизни своих детей.

Таким образом, блог директора школы становится не просто информационным ресурсом, а настоящим центром школьной жизни в digital-пространстве, объединяющим всех участников образовательного процесса.

Сегодня [https://vk.com/public221165192|блог Марины Михайловны] превратился в динамичное пространство для конструктивного диалога между администрацией, педагогами, учениками и их родителями. Постоянное внедрение новых форматов взаимодействия, стремление сделать контент максимально интересным для каждого члена школьного сообщества – позволяет создавать атмосферу открытости и доверия, где каждый голос будет услышан. Присоединяйтесь!

03/02/25-НПС Психолого – педагогические основы формирования нравственных чувств средствами этнической культуры у детей старшего дошкольного возраста

/Забельская Татьяна Викторовна – педагог-психолог, МБУДО ЦРТДиЮ г.о.Королев, tat_vikt@list.ru/

Аннотация: В статье представлен анализ проблемы нравственности в различных научных течениях и рассмотрены определения сущности
понятия «нравственность» в психолого – педагогических аспектах.

Ключевые слова: нравственность, «нравственное воспитание», «нравственное чувство».

История учений о нравственности приобретает особую значимость в современном мире, которая объясняется общим повышением интереса к истории в обществе, стремлением людей переосмыслить прошлое, чтобы
лучше ориентироваться в настоящем и моделировать будущее. Эта способность должна быть присуща любой развитой личности. В связи с этим особый интерес представляет определение содержания понятия «нравственные чувства личности» в области педагогики.

В данной статье, мы считаем необходимым, раскрыть сущность и содержание этого понятия, определить взаимосвязь таких определений как «нравственность», «нравственное воспитание», «нравственное чувство».

В исследованиях учёных развитие нравственной сферы ребёнка рассматривается как:

  • формирование нравственности рассматривается как результат
    интериоризации внешних заданных норм мышления и поведения и превращение их во внутренние психические процессы;
  • последовательное превращение одних качественно своеобразных форм нравственной сферы в другие, более совершенные.

Рассматривая понятие «нравственность», нам необходимо рассмотреть и подходы к трактовке определения «нравственное воспитание».


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ



Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *