Расписание уроков в школе: в единстве ли сила?
Недавно, Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил[1], что с 1 сентября в школах планируется введение единого расписания. По мнению главы ведомства, данная мера поможет урегулировать вопрос нормирования педагогической нагрузки на учителей, а также снизит нагрузку на школьников. В одной из наших статей мы уже писали, что вопрос нагрузки на школьников довольно активно рассматривался в начале года и в Государственной думе и в профессиональном педагогическом сообществе.

Безусловно, речь идет не о том, что во всех школах нашей страны урок литературы всегда будет начинаться в одно и то же время. Это просто не возможно. Как пояснили в Министерстве просвещения[2], будут разработаны единые федеральные требования, в рамках которых будут составляться расписания учебных занятий в российских школах.
В целом, в последнее время, наблюдается активная тенденция Министерства просвещения пытаться нормировать всё и вся. Мы постоянно слышим про различные единые требования, перечни, стандарты, списки документации, информационные системы и многое другое. Часть этих инициатив, безусловно, полезны, а необходимость их введения подтверждается объективными реалиями, в которых функционирует система российского образования. Говоря о вопросе единых требований к составлению учебного расписания, не совсем понятны некоторые аспекты необходимости их разработки.
Как заявляет Министерство просвещения, это поможет урегулировать вопрос нормирования педагогической нагрузки. Конечно, возможно в дальнейшем мы получим более детальные разъяснения о том, каким образом это будет сделано. Но давайте зададимся вопросом, а что не так с педагогической нагрузкой сейчас? Если мы рассуждаем в контексте перегруженности учителей, то нагрузка 1.5-2 ставки на учителя это следствие нехватки кадров с одной стороны и низкого уровня оплаты труда педагогов с другой. Не от хорошей жизни и очереди желающих поработать в школе и, уж тем более не от школьного расписания, перегружен сегодня современный российский учитель.
Что касается вопроса регулирования нагрузки школьников с помощью единого расписания, так же ясно далеко не все. В настоящее время существуют требования к составлению расписания, давно разработаны и известны все особенности данной процедуры и руководство школ свои учебные расписания составляет именно в контексте данных правил. Маловероятно, что разрабатываемое министерством единое расписание будет содержать какие-либо кардинально отличающиеся от существующих сегодня требований решения. Если же это намек на то, что на уровне администраций школ требованиями к составлению расписания пренебрегают, то тогда не понятно, как единое расписание сможет исправить данную ситуацию?
В целом, ситуацию вокруг единого расписания можно охарактеризовать как весьма туманную. Что-то делаем, а вот убедительных доводов в пользу необходимости этой деятельности и ее содержания нам пока не привели. Видимо для окончательного понимания данного вопроса нужно дождаться, когда идея единого расписания будет представлена в виде утвержденного нормативного акта.
Эдуард Зарояль
[1] https://rg.ru/2025/04/19/kravcov-rasskazal-o-vvedenii-v-shkolah-rf-edinogo-raspisaniia-urokov.html
[2] https://tass.ru/obschestvo/23727153