Дополнительное образование детей и взрослых в Российской Федерации

В системе Российского образования под дополнительным образованием понимается такой вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Представленные в статье данные и проведенный анализ системы дополнительного образования детей и взрослых в Российской Федерации актуальны по состоянию на 2025 год.

Общие сведения о дополнительном образовании детей и взрослых

Основные задачи данного вида образования — формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Любой вид образования в России реализуется посредством соответствующих образовательных программ, которые разрабатываются организацией осуществляющей соответствующую образовательную деятельность самостоятельно, либо с учетом Федеральных государственных требований, образовательных стандартов, примерных программ и квалификационных требований (в зависимости от вида образования).

Таким образом, дополнительное образование детей и взрослых осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ, которые подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. При этом дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки могут реализовываться для детей и взрослых, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются только для детей.

К обучению по дополнительным общеразвивающим программам допускаются все желающие, без предъявления требований к уровню подготовки и образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств и по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки предполагает прохождение конкурсного отбора порядок которого устанавливается соответствующими законодательными требованиями.

При этом дополнительные общеразвивающие программы могут быть дифференцированы по уровню сложности[1], а их содержание распределяется по направленностям, к которым относят: техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и социально-гуманитарную. Срок обучения по указанным программам, как правило, составляют от 1 до 4 лет, однако законодательному нормированию они не подлежат, поэтому все зависит от конкретных образовательных целей и условий тех организаций, в которых реализуются соответствующие программы.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств разделяются по видам искусств на программы в области музыкального, изобразительного, хореографического, театрального  искусства. Указанные программы разрабатываются в соответствии с Федеральными государственными требованиями, сроки обучения по ним могут составлять от 5 до 9 лет соответственно.

Программы спортивной подготовки подразделяются по соответствующим видам спорта и имеют наиболее длительные сроки обучения, как правило, такие программы выделяют этап начальной подготовки (до 3 лет), учебно-тренировочный этап, этап совершенствования спортивного мастерства и этап высшего спортивного мастерства, сроки освоения которых определяются организациями, реализующими соответствующие программы.

С точки зрения целей реализации указанных программ, то общеразвивающие программы в большей степени направлены на организацию досуговой занятности и деятельности по интересам (творческим, спортивным, техническим и т.д.). Предпрофессиональные программы в области искусств ориентированы на получение начального художественного образования в выбранном виде творческой деятельности, развитие творческой одаренности детей, их профессиональную ориентацию. Программы спортивной подготовки решают задачи спортивно-оздоровительного характера и профессиональной подготовки будущих спортсменов.

Стоит отметить, что завершение обучения по каждому из рассматриваемых видов дополнительных общеобразовательных программ имеет свои особенности. Для дополнительных общеразвивающих программ в меньшей степени характерно наличие аттестационных и оценочных процедур (такие программы могут предусматривать механизмы оценки и контроля знаний обучающихся, но с учетом целей и задач данного вида программ для них не свойственны строгие механизмы оценивания работы обучающихся). Обучение по дополнительным общеразвивающим программам завершается выдачей документа, форма которого устанавливается образовательной организацией реализующей соответствующую программу.

Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств предполагает обязательное наличие оценочных процедур. В течение обучения по указанным программам предполагается прохождение промежуточной и итоговой аттестации. Обучающиеся успешно освоившие соответствующие программы и прошедшие итоговую аттестацию получают свидетельство установленного образца, которое включает в себя наименование изучаемых дисциплин, полученные оценки. Сведения об указанных документах вносятся в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.

Завершение обучения по программам спортивной подготовки так же завершается выдачей документа об образовании, образец которого устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Однако в системе учета спортивных достижений наиболее важным является механизм получения соответствующих спортивных разрядов, которые присваиваются при выполнении определенных спортивных нормативов и участии спортсменов в соревнованиях. Информация о присвоении спортивных разрядов проставляются в зачетную классификационную книжку спортсменов.

Существенной характерной особенностью дополнительного образования детей и взрослых является его необязательный характер. То есть так или иначе обучение по всем видам рассматриваемых нами дополнительных общеобразовательных программ предполагает свободный выбор самого.

Структурно обозначим систему дополнительных общеобразовательных программ в системе образования Российской Федерации.

Организация дополнительного образования детей и взрослых

Реализацией дополнительных образовательных программ могут заниматься различные образовательные организации, имеющие соответствующую лицензию. В системе образования Российской Федерации данные виды программ, как правило, реализуются на базе организаций дошкольного и основного общего образования (реже в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования), в специализированных образовательных организациях к которым относятся детские школы (по видам искусств музыкальные, художественные, хореографические) или школы искусств – школы комплексного типа, которые реализуют программы нескольких направлений творческой деятельности сразу. Дополнительные общеразвивающие программы в большей степени реализуются в многопрофильных центрах дополнительного образования или монопрофильных учреждениях (станция юных техников, туристический клуб и т.д.).  Дополнительные программы спортивной подготовки реализуются в специализированных организациях, таких как: детские спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва и т.д.

Отметим, что иногда существует путаница между дополнительным образованием детей и внеурочной деятельностью. Не смотря на то, что программы внеурочной деятельности близки по смыслу и содержанию к дополнительным общеразвивающим программам это не одно и то же. Главное их отличие заключается в том, что программы внеурочной деятельности являются частью основной образовательной программы школы. Т.е. действующий образовательный стандарт предполагает обязательный объем внеурочных занятий для школьников. В свою очередь занятия по дополнительным общеобразовательным программам обязательными не являются.

Таким образом, возможность получить дополнительное образование предоставляется в следующих видах организаций:

  • Учреждения дошкольного образования и общеобразовательные школы – как правило, реализуют дополнительные общеразвивающие программы различных видов и направленностей для детей соответствующего возраста;
  • Многопрофильные центры дополнительного образования – реализуют дополнительные общеразвивающие программы для детей и взрослых различных видов и направленностей, в зависимости от типа учреждения (центр творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский центр, центр экологии, туризма и краеведения и т.д.);
  • Монопрофильные учебные заведения – реализуют дополнительные общеразвивающие программы для детей и взрослых по определенному направлению деятельности, в зависимости от типа учреждения (станция юных техников, центр туристического образования и т.д.);
  • Специализированные школы по видам искусств – реализуют дополнительные общеразвивающие программы для детей и взрослых, а также предпрофессиональные программы в области искусств (детская школа искусств, музыкальная школа, художественная школа и т.д.);
  • Спортивные школы – реализуют дополнительные программы спортивной подготовки и дополнительные общеразвивающие программы по видам спорта для детей и взрослых.
  • Учреждения высшего и среднего профессионального образования – реализуют дополнительные общеразвивающие программы для детей и взрослых, как правило, по направлениям соответствующим профилю деятельности организации.

Все вышеперечисленные организации в зависимости от особенностей организации региональных систем образования могут находиться в различной ведомственной принадлежности. К основным ведомствам, курирующим направления данной работы, относятся Министерство просвещения РФ, Министерство культуры РФ, Министерство спорта РФ, Министерство науки и высшего образования РФ.

Историческая справка

Рассматривая вопросы становления российской системы дополнительного образования детей и взрослых в историческом контексте, стоит отметить, что сам термин дополнительное образование возник в законе Российской федерации «Об образовании» в 1992 году, как следствие реформы системы внешкольной работы (внешкольного воспитания) Советского Союза.

Считается, что началом становления государственной системы внешкольного воспитания, которая в последующем трансформировалось в систему дополнительного образования, считается 1918 год, когда в Москве была организована Биологическая станция юных любителей природы, а в Ленинграде открывают Художественную школу для детей трудящихся[2].

Стоит отметить, что до реформ образования 1992 года к учреждениям внешкольной работы было принято относить, в том числе и детские библиотеки, театры и кинотеатры, детские железные дороги и пароходства, дома пионеров, детские уголки и всевозможные клубные объединения. В результате описанных выше реформ системы образования 1992 года часть данных учреждений была преобразована или отделена от учреждений системы дополнительного образования детей и выведена в другие сферы.

Литература и источники

  1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  2. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное. Под редакцией С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина, Издательский дом Высшей школы экономики Москва, 2019 г.;
  3. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. Изд. 2-е. — М.: Агентство «Мегаполис», 2012. — 392 с.
  4. От внешкольной работы — к дополнительному образованию детей : Сб. нормат. и метод. материалов для доп. образования детей / [Ред.-сост. И.В. Калиш]; Науч. ред. А.К. Бруднов. — Москва: ВЛАДОС, 1999. — 541, [1] с. : табл.; 22 см. — (Воспитание и дополнительное образование детей)
  5. Фомина А.Б. Дополнительное образование детей в условиях нового законодательства. Проблемы, оценка качества, аттестация педагогических работников и обучающихся, оплата труда – М.: УЦ «Перспектива», 2014. -84 с.;

[1] Подобная дифференциация не закреплена законодательно, но как правило выделяют стартовый, базовый и продвинутый уровень таких программ, исходя из глубины подачи учебного материала и требуемых для освоения указанных программ навыков.

[2] Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.


МИР ОБРАЗОВАНИЯ


Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *