01/06 Внесение изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся — бюрократическая формальность или системная необходимость?
|Проблематика организации воспитания детей активно разрабатывается сегодня многими исследователями и практиками в области педагогической деятельности. Актуальность вопросов воспитания обусловлена социальной востребованностью данной деятельности, множеством научных трудов, федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов.
Не исключением является и Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[1] по вопросам воспитания обучающихся. В данном документе весьма убедительно говорится о важности как самого предлагаемого законопроекта: «Принятие федерального закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда», так и о значимости воспитания: «Воспитание является фундаментом свободного развития личности, ее социализации и самоопределения».
Однако, ключевой вопрос, поднимаемый в данной статье, заключается в другом: является ли предложенный законопроект чем-то большим, чем бюрократическая формальность или декларация, которая как бы говорит нам о внимании к данному вопросу со стороны государства?
На наш взгляд, предложенный законопроект не предлагает никаких существенных мер по развитию системы воспитания в России, а лишь уточняет и дополняет некоторые положения ФЗ «Об образовании в РФ», и его реализация навряд ли будет способствовать, как следует из текста законопроекта, развитию системы воспитательной работы в нашей стране.
Во-первых, уточнение понятия воспитание, предложенное в законе, является избыточным. Вносимые дополнения о формировании у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе и окружающей среде — вещи весьма тривиальные для воспитательной деятельности и являются ее составляющими априори. При этом данные положения так или иначе конкретизированы в других подзаконных актах и теоретической педагогике.
Во-вторых, кроме уточнения отдельных понятий ФЗ «Об образовании в РФ» и регламентации некоторых процедур, связанных с разработкой и утверждением рабочей программы воспитания в образовательных учреждениях и необходимостью ознакомления с ней участников образовательных отношений, предложенный законопроект не содержит никаких реальных мер, направленных на совершенствование системы воспитательной работы. Про сегмент дополнительного образования, которому традиционно отводится одна из ведущих ролей в осуществлении воспитательной работы, в законопроекте также не упоминается. С этой точки зрения все нововведения в законопроекте, по сути, ограничиваются необходимостью заменить план воспитательной работы школы на рабочую программу воспитания. Как показывает практика, мы часто вносим те или иные изменения в программу школы, только образовательный процесс при этом остается неизменным, что лишний раз заставляет задуматься о целесообразности некоторых подобных изменений. Таким образом, остаются большие сомнения, что данные меры хоть как-то помогут разрешить проблематику организации воспитания.
В-третьих, с высокой долей вероятности можно сказать, что «воспитание» (с реализацией данного законопроекта) будет осуществляться контролирующими органами по отношению к руководству школ и педагогам. Появятся дополнительные формы отчетности, новые запросы со стороны различных министерств, ведомств, органов местного самоуправления, так или иначе обусловленные именно предлагаемыми в законопроекте обновлениями.
Резюмируя, отметим, что на наш взгляд, законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся, несмотря на декларируемые в нем установки, все же больше похож на бюрократическую формальность, чем системную необходимость, несмотря на то, что реформа воспитательной системы и актуальность вопросов воспитания находится сегодня в авангарде педагогической мысли.
[1] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». (Законопроект № 960545-7). Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/960545-7 (дата обращения 02.06.2020 г.).
/Подрезов Алексей Владимирович сопредседатель редакционной коллегии «Парадигма образования»/ 01/06/20-ПМ