Владимир Подрезов: Как создать образовательную организацию с нуля? Из опыта работы учебно-производственного комбината.
Как создать образовательную организацию с нуля, когда привлекаемые к работе УПК люди порой даже не знали, как расшифровывается эта аббревиатура? Об этом нам сегодня рассказывает Владимир Подрезов — человек заслуженный и во многом опередивший свое время.
![](https://edupar.ru/wp-content/uploads/2025/01/DSC01221-840x1024.jpg)
«Самое сложное в построении учебного заведения — это привлечь финансовую поддержку. Мы планировали готовить механизаторов, текстильщиков, строителей, электриков, медсестер. А что это значит? Это значит, что мне надо было найти общий язык с руководителями всех тех предприятий, для которых мы будем готовить специалистов» — признается Владимир.
В Советском Союзе учебно-производственные комбинаты появились в середине 70-х годов как ответ на недостаток подготовленных молодых специалистов, которые осознанно шли бы работать на предприятия. В функции учебно-производственных комбинатов, а именно так расшифровывается аббревиатура УПК, входило оказание помощи учащемуся старших классов в своем профессиональном самоопределении.
«Мне пришлось с руководителями знакомится, убеждать их в том, что наша работа будет им полезна, ну и дальше заключались финансовые договоры, согласно которым они нас и финансировали. Но еще сложнее было достать оборудование. Мне помогли мои хорошие знакомые с военных заводов Фрязино, благодаря которым у нас появилось семь токарных станков и два фрезерных — настоящая мастерская!» — добавляет наш герой.
Современному школьнику сложно было бы себе представить, что уже в девятом классе он должен будет проходить производственную практику по своей специальности на предприятии. А в конце следующего десятого класса он по этой же специальности сдавал экзамен, оценка за который шла в аттестат о среднем образовании. Для многих ребят и девчонок учебно-производственные комбинаты стали путевкой в большую интересную взрослую жизнь.
«Главной нашей опорой была фабрика, на которой я долгое время работал. В этом мне очень повезло, поскольку я лично знал начальников цехов, инженеров, директоров, да и сам я преподавал текстильное дело. А еще мы часто ездили в Москву советоваться, поскольку там структуры УПК появились раньше» — рассказывает Подрезов-старший.
По словам этого замечательного человека, в первый год молодой образовательной организации не хватало буквально всего, включая парт и педагогов, а еще надо было откуда-то достать настоящий трактор! Но уже во второй год у молодого коллектива все было по-взрослому с самой настоящей производственной практикой, которая, кстати сказать, многим школьникам оплачивалась. Вот так и проработала созданная Владимиром Подрезовым структура добрых пятнадцать лет с 1979 по 1994 год.
«Самое сложное в работе с молодежью — это понять её и сделать так, чтобы они тебя поняли. А еще важнее, чтобы они поняли, как тяжело заработать рубль своим трудом. Вот оно и воспитание!» — добавляет наш герой.
Примечательно, что учебно-производственным комбинатам сами предприятия и оказывали помощь в разработке учебной программы, хотя директора этих учреждений часто понимали, что значительная часть школьников пойдет учиться в ВУЗы. Кстати, в Республике Беларусь до сих пор успешно функционируют учебно-производственные комбинаты, поскольку в неспокойные девяностые местному руководству удалось сохранить производственные коллективы.
«Сейчас повсюду рекламируют IT-профессии, но настоящий айтишник — это птица высокого полета, у него должно быть высшее образование и глубокие познания в математике, физике и информатике. А УПК позволяло буквально каждому получить специальность с соответствующим разрядом и документами, которые обеспечивали трудоустройство».
За 15 лет через созданный Владимиром Подрезовым учебно-производственный комбинат прошло свыше трех с половиной тысяч школьников. Многие до сих пор встречают своего любимого педагога на улице и спрашивают, а помнит ли он их спустя эти долгие тридцать лет. А они его точно помнят и неизменно благодарят!
Дмитрий Ворсин